Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, имеющие различные отклонения психологического или физического характера, которые обуславливают нарушения общего развития, не позволяющие им вести полноценную жизнь, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
Содержание
Классификация детей с ОВЗ
- Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие).
- Дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие).
- Дети с нарушениями речи (логопаты).
- Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
- Дети с задержкой психологического развития.
- Дети с нарушениями поведения и общения.
- Дети с умственной отсталостью.
- Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).
В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребёнка, другие – лишь сглаживаться, а некоторые – только компенсироваться.
Дети с ОВЗ – это дети с особыми образовательными потребностями, а следовательно, в процессе обучения необходимо:
- начать специальное обучение ребёнка сразу же после выявления первичного нарушения развития;
- ввести в содержание обучения ребёнка специальные разделы, не присутствующие в программах образования нормально развивающихся сверстников;
- индивидуализировать обучение в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося ребёнка;
- обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды;
- максимально раздвинуть образовательное пространство за пределы образовательного учреждения.
Типичные затруднения у детей с ОВЗ:
- отсутствует мотивация к познавательной деятельности;
- низкий темп выполнения заданий;
- низкий уровень свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение);
- низкий уровень развития речи, мышления (классификация, аналогии);
- низкая самооценка;
- повышенная тревожность;
- нарушение координации движений;
- низкий уровень развития мелкой и крупной моторики;
- трудности в понимании инструкции;
- нуждается в постоянной помощи взрослого.
Речь – своего рода визитная карточка индивида. В настоящее время количество детей с нарушениями развития очень велико. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» статья 79 гарантирует реализацию права на образование ребёнку с ОВЗ через создание необходимых условий для получения качественного образования обучающимися с ограниченными возможностями.
Современная система образования нацелена на создание условий для успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей – инвалидов. Логопедическое сопровождение ребёнка с ОВЗ в общеобразовательной школе играет важную роль в коррекционной работе.
Логопедическое сопровождение в школе осуществляется с целью оказания помощи в освоении общеобразовательных программ (особенно по русскому языку и литературному чтению в начальных классах).
Предпосылки нарушения чтения и письма:
- Если ребенок левша.
- Если ребенок переученный правша.
- Если ребенок посещал логопедическую группу в детском саду.
- Если в семье говорят на двух и более языках.
- Если ребенок слишком рано пошел в школу (неоправданно раннее обучение грамоте иногда провоцирует возникновение дисграфии и дислексии). Происходит это в тех случаях, когда у ребенка еще не наступила психологическая готовность к такому обучению.
- Если у ребенка есть проблемы с памятью, вниманием.
- Смешение букв по оптическому сходству: б – д, т – п, а – о, е – з, д – у.
- Ошибки, вызванные нарушенным произношением, ребёнок пишет то, что говорит: лека (река), суба (шуба).
- При нарушенном фонематическом восприятии смешиваются гласные о – у, ё – ю, согласные р – л, й – ль, парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ. например: тыня (дыня), клёква (клюква).
- Пропуски букв, слогов, недописывание слов. Например: прта – парта, мокко – молоко, весёлы (весёлый)
Чем может помочь учитель?
- Соблюдать режим благоприятствования.
- Не проверять скорость чтения у ребёнка.
- Не давать упражнения, в которых текст написан с ошибками (подлежащими исправлению).
- Не применять подход «больше читать и писать». Лучше меньше, но качественнее.
- Не хвалить сильно за небольшие успехи, лучше не ругать и не огорчаться, когда у ребёнка что-то не получается.
- Применять упражнения для развития фонематического восприятия, звукового анализа слова.
- Не писать диктанты. Они принесут только вред. Многочисленные ошибки, которые неизбежно будут допускаться при их написании, фиксируются в памяти ребёнка.
Основные задачи учителя –логопеда:
- коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся ;
- своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися с ОВЗ общеобразовательных программ;
- разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей, обучающихся.
Задача учителя – логопеда – устранить речевые дефекты и развить устную и письменную речь ребенка до такого уровня, на котором он бы смог успешно обучаться в школе. В свою очередь, учитель продолжает речевое развитие ребенка, опираясь на усвоенные им умения и навыки, т.е. происходит интеграция логопедической работы и образовательно-воспитательного процесса.
Комментарии 0