Нужен ли логопед ребенку младше 5 лет? Стоит ли ждать, пока ребенок в 2-3 года заговорит сам или необходимо бежать к специалистам за помощью?
Существует много причин, вызывающих задержку речевого развития. Наиболее частые из них:
- нарушения физического слуха (тугоухость, глухота);
- патологии ротовой полости (короткая уздечка, расщелины нёба, аденоиды);
- наследственная ЗРР;
- патологии мозга и нервной системы;
- различные социальные факторы (психотип ребенка, наличие близнеца, рождение младших брата или сестры и т.д.).
К радости родителей, в большинстве случаев ЗРР или ОНР можно преодолеть или качественно скомпенсировать. Детский организм уникален по своей способности к компенсации, чем раньше выявлено заболевание или патология в развитии, тем проще ее устранить или скорректировать.
Наиболее благоприятный исход наблюдается в ситуациях, когда коррекционная работа начинается уже в раннем возрасте – до 3 лет, ведь длительная задержка речевого развития провоцирует задержку психического развития и другие нарушения развития личности.
Существует ряд признаков, которые должны насторожить взрослых, заставить пристально наблюдать за развитием ребенка и, в случае необходимости, привести их в кабинет специалиста.
- У ребенка в 4 месяца не прослеживается реакция на появление взрослых, он не улыбается при виде близких. У ребенка не начинается период гуления.
- В возрасте 6-7 месяцев у ребенка не появляется лепет, нет повторяющихся слогов, имеющих конкретное смысловое значение — «та-та-та», «на-на-на» и других.
- В полтора года малыш еще не говорит даже простых лепетных слов «мама», «папа», «дай». Нарушено понимание простых просьб: «позови папу», «подойди ко мне», «принеси мишку».
- В 2 года активный словарь ребенка включает всего несколько самых простых слов.
- К 2, 5 годам словарный ребёнка ограничен парой десятков слов, малыш не составляет из них словосочетания и простые предложения.
- К 3 годам ребенок не понимает простых объяснений и не знает названий предметов из основных классификаций, с трудом хаотично выражает свои мысли.
При нейротипичном пути развития к 3,5-4 годам ребенок:
- Говорит своё имя, фамилию и отчество.
- Знает имена родственников и друзей.
- Воспринимает образы и описывает любую увиденную ситуацию.
- В речи постепенно переходит к более сложным предложениям.
- Обобщает предметы по группам: сковорода, тарелка, чашка — это посуда; куртка, штаны, футболка — это одежда и т. д.
- Находит признак предмета: окно белое, стол деревянный, стакан стеклянный и др.
- Знает действия человека или животного: дядя идёт, кошка сидит, мальчик бежит.
- Повторяет услышанное.
- Пересказывает знакомый мультфильм или сказку.
- Говорит не только громко, но и тихо.
В этом возрасте нечёткое произношение, замена шипящих звуков на свистящие («ж» на «з», «ш» на «с»), а также неумение произносить «л» или «р», считаются допустимыми, и не требуют корректировки.
‼Если малыш не демонстрирует этих навыков или говорит, но его понимает исключительно близкий круг, то имеет смысл обратиться к специалисту.
Комментарии 0