Умение слушать — один из самых важных, но в то же время и самых недооцененных навыков. Мы тратим большую часть времени на общение и взаимодействие с другими людьми, но редко задумываемся о том, как можно улучшить свои навыки слушателя.
Между тем, именно способность по-настоящему слышать и понимать собеседника — ключ к успешной коммуникации, продуктивным рабочим отношениям и крепким личным связям.
Если вы овладеете навыком слушания, то вы сможете наладить отношения с кем угодно. Только это не так уж просто — стать хорошим слушателем. Большинство людей стремятся высказать свою точку зрения, не обращая внимания на потребности второй стороны. И это самая большая ошибка.
Содержание
Почему мы не умеем слушать?
Каждому человеку присущ эгоизм. Мы априори акцентируем внимание на себе и своих потребностях, и только во вторую очередь думаем о других. Эта ситуация абсолютна нормальна. Но эгоизм не должен перетекать в эгоцентризм. Мы живем в обществе, где нужно взаимодействовать с окружающими, а значит необходимо считаться с их нуждами.
Самое трудное — это переключиться в процессе общения со своего эго на другого человека. Увидеть его и услышать. То есть прежде всего нужно принять прописную истину: потребности и цели есть не только у вас, но и вашего оппонента. А чтобы узнать о них, нужно выслушать.
Методика «4 стиля»
На сегодняшний день существует методика «4 стиля», которую разработал ученый Ларри Баркер, а позднее дополнения были внесены Китти Уотсон. Согласно этому методу, существуют 4 стиля активного слушания.
- Ориентация на человека — нужно отдавать все внимание оппоненту, проявлять по отношению к нему заботу и интерес.
- Ориентация на содержание — можно сосредоточиться на теме разговора, на излагаемых фактах и деталях.
- Ориентация на действие — сконцентрируйте внимание на том, куда направлен диалог, каких действий от вас добивается собеседник.
- Ориентация на время — заранее установите для себя временной лимит и не позволяйте диалогу затягиваться, потому что в противном случае он становится неинтересным и малоинформативным.
Методика активного слушания
Чтобы быть хорошим слушателем, нужно быть не пассивным, а активным. Помимо выслушивания человека, необходимо принимать живое участие в диалоге, чтобы вторая сторону ощущала ваш отклик и искренний интерес. Необходимо отражать эмоции в ответ на сказанное собеседником, задавать вопросы и делать уточнения. Нужно показать, что вы понимаете оппонента и сопереживаете ему. И также необходимо демонстрировать свое уважение второй стороне.
Следует обратить внимания на привычки плохого слушателя и всеми силами их избегать. Сюда относятся критика говорящего, отвлечение на посторонние дела, перебивание, ненужные телодвижения, которые сбивают собеседника с толку, нежелание смотреть на оппонента и т. п.
Приемы хорошего слушания
Так же советуем прочит 5 действенных приемов, которые помогут вам стать более внимательным и вдумчивым слушателем:
- Избавьтесь от отвлекающих факторов
Когда вы разговариваете с кем-то, постарайтесь минимизировать влияние внешних раздражителей.
Ваш смартфон — главный источник постоянных отвлечений. Звуки уведомлений, вибрация, всплывающие сообщения — все это не дает сосредоточиться на разговоре. Поэтому во время общения с человеком просто уберите телефон подальше или переведите его в беззвучный режим. Избавление от отвлекающих факторов — ключевой шаг на пути к тому, чтобы стать по-настоящему вдумчивым и внимательным слушателем. Регулярно применяя эти приемы, вы сможете значительно улучшить свои навыки восприятия информации и выстраивать более глубокие, доверительные отношения с окружающими.
- Обращайте внимание на невербальные сигналы
Наблюдайте за мимикой, жестами и позой собеседника. Они могут многое рассказать о его эмоциональном состоянии и истинных мыслях, которые он не всегда готов высказать вслух. - Будьте терпеливы
Не перебивайте говорящего и дайте ему возможность полностью высказаться. Даже если вам кажется, что вы поняли суть, дождитесь окончания его мысли. Так вы сможете уловить важные нюансы и оттенки. - Не думайте о своем ответе
Многие люди слушают, но при этом уже формулируют в уме свой ответ. Вместо этого сосредоточьтесь на том, что говорит собеседник. Отбросьте внутренний диалог и будьте полностью погружены в его речь. - Задавайте открытые вопросы
Открытые вопросы, начинающиеся со слов «что», «как», «почему», помогают получить более подробную и развернутую информацию. Они показывают, что вам действительно интересно мнение собеседника.
Улучшение навыков слушателя требует практики и осознанных усилий. Но поверьте, оно того стоит. Став лучшим слушателем, вы сможете выстраивать более глубокие и доверительные отношения с окружающими, а также значительно повысить эффективность своего общения.
Комментарии 0