Профилактика деструктивного поведения в общении


Picture background

Деструктивное поведение в процессе общения – это действия, разрушающие конструктивный диалог и взаимодействие между людьми. Оно может проявляться в виде агрессии, манипуляций, пассивности, неуважения и других негативных паттернов. Такое поведение не только ухудшает качество общения, но и способно нанести серьёзный ущерб отношениям. Поэтому важно заблаговременно заниматься его профилактикой.

Любые нарушения лучше предотвратить, чем потом исправлять. Это касается и деструктивного поведения. Взрослому гораздо сложнее справиться с тем негативом, который сформировался у него в подростковом возрасте, а впоследствии превратился в огромную проблему. Запущенная деструкция может привести к правонарушениям, изоляции в местах заключения или специализированных клиниках.

Профилактика деструкции в семье и школе

Picture background

Все начинается с семьи, и борьба с деструктивным поведением человека тоже. Однако свою лепту должны вносить и социальные институты, прежде всего школа, где проблеме должно уделяться повышенное внимание. Родители и образовательное учреждение должны действовать систематически и сообща, только тогда будет ощутимый результат.

Родителям психологи рекомендуют:

• разговаривать с ребенком на морально-этические темы, научить его понимать, что такое хорошо и плохо;

• обращать внимание на круг общения;

• научить азам безопасности;

• поддерживать с ребенком доверительные и близкие отношения, чтобы со своими проблемами он шел в первую очередь к маме и папе и не боялся наказания;

• оперативно реагировать на изменения в поведении ребенка;

• помогать ему в самореализации (поддерживать, если он проявляет склонность к рисованию, пению и т. п.);

• оказывать ребенку поддержку в случае неудачи;

• не мешать ему в выборе;

• привлекать детей к совместным семейным занятиям и труду.

Picture background

Школа параллельно выполняет свои задачи:

• контролирует посещаемость и успеваемость детей;

• привлекает к общественно-полезным мероприятиям;

• оказывает поддержку семье;

• имеет связь с надзорными государственными органами (комитетами, ПДН, опекой и т. п.).

Профилактика во взрослом возрасте

Деструктивная модель поведения может проявить себя и после того, как человек официально стал совершеннолетним. И над ним уже нет авторитета родителей и школы, он должен помочь себе сам либо обратиться за помощью к специалистам.

Picture background

Деструкция может настигнуть любого в периоды затяжного стресса, душевного кризиса, какой-то жизненной трагедии. После этого случаются запои и суициды, люди становятся закоренелыми мизантропами и т. п. Вам нужно осознать, что это дорога в пропасть и к полной социальной изоляции. Спросите себя и ответьте честно «Могу ли я справиться?», «Станет ли мне лучше, если я изменю свое поведение?» «Почему я хочу делать плохое для окружающих?» «А могу ли я сделать что-то хорошее, будет ли в этом смысл для меня?» Мыслите конструктивно, абстрагируясь от негативных эмоций, и вы обязательно найдете правильное решение.

Ещё некоторые советы

  1. Развитие эмоциональной грамотности. Способность распознавать, понимать и управлять своими эмоциями позволяет лучше контролировать импульсивные реакции. Занятия по развитию эмоционального интеллекта, тренинги по саморегуляции помогают в этом.
Picture background
  1. Формирование навыков конструктивной коммуникации. Освоение техник активного слушания, ассертивного общения, конструктивной обратной связи способствует снижению вероятности деструктивных моделей поведения. Развитие этих навыков происходит в ходе тренингов, деловых игр, ролевых упражнений.
  2. Укрепление психологических границ. Осознание и принятие собственных границ, а также умение уважать границы других людей – важные составляющие психологического здоровья. Работа в этом направлении помогает предотвращать нарушения в процессе общения.
  3. Расширение кругозора и культурной осведомлённости. Знание культурных, религиозных, этнических особенностей других людей способствует большему пониманию и принятию различий, снижая риск предубеждений и конфликтов.
  4. Развитие навыков конфликтного взаимодействия. Умение конструктивно разрешать конфликтные ситуации, находить компромиссы, аргументированно отстаивать свою позицию – ключ к предотвращению деструктивных сценариев общения.
Picture background
  1. Создание благоприятной психологической атмосферы. Формирование в коллективе, семье, дружеском круге атмосферы взаимопонимания, доверия и поддержки снижает вероятность проявления деструктивного поведения.
  2. Своевременное выявление и коррекция деструктивных паттернов. Регулярное самонаблюдение, рефлексия своих поведенческих моделей, обращение к специалистам (психологам, тренерам) помогают своевременно распознавать и корректировать деструктивные тенденции.

Комплексный подход к профилактике деструктивного поведения, сочетающий развитие личностных ресурсов, совершенствование коммуникативных навыков и формирование благоприятной социально-психологической среды, является наиболее эффективным.


Понравилось? Поделитесь с друзьями!

Прочитали? Покажите вашу реакцию!

Мило Мило
0
Мило
Классно Классно
0
Классно
Ха-Ха-Ха Ха-Ха-Ха
0
Ха-Ха-Ха
Вот те на Вот те на
0
Вот те на
Ох! Батюшки! Ох! Батюшки!
0
Ох! Батюшки!
Печалька Печалька
0
Печалька
Тьфу Тьфу
0
Тьфу
Что за чёрт? Что за чёрт?
0
Что за чёрт?

Комментарии 0

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Профилактика деструктивного поведения в общении

Войти

Забыли пароль?

Back to
Войти
Adblock
detector