Речь – историческая сложившаяся форма общения людей посредством языка.
Высшее абстрактно-понятийное мышление невозможно без речи. Речевая деятельность имеет существенное значение для развития и других форм мышления (наглядно-действенного и наглядно-образного). Речь тесно связана и со всеми другими психическими процессами. Включаясь в процесс восприятия, она делает его более обобщенным и дифференцированным; вербализация запоминаемого материала способствует осмысленности запоминания и воспроизведения; существенна роль речи в воображении, при осознании своих эмоций, при регулировании своего поведения и т.д. Именно поэтому уровень развития речи является показателем психического развития дошкольников.
По данным мировой статистики, число речевых расстройств стремительно растет, в связи с чем актуальность проблемы речевого развития детей и подростков принимает глобальный характер.
Дети дошкольного возраста разговаривают не всегда красиво. Растёт число старших дошкольников, имеющих дефекты произношения звуков речи и других её качеств: темпа, силы голоса, речевого общения и т.д. Речь малышей нередко бывает однообразной: дети не употребляют в активной речи наречия, прилагательные и причастия; слабо развита связная речь, умение логично, без пропусков передавать содержание только что просмотренного мультфильма или просушенной сказки.
Группа риска
Есть у медиков и у логопедов, такое понятие «группа риска».
В группу риска попадают дети, на которых в перинатальный (в период беременности), натальный (во время родов) или постнатальный (после рождения) период воздействовал один или несколько «вредных» факторов.
К этим факторам относятся:
- Перинатальный период, факторы:
- Наследственные (генные и хромосомные заболевания родителей);
- Гипоксические (внутриутробное кислородное голодание);
- Травматические
- (внутричерепные кровоизлияния);
- Биологические (воздействие вирусов, бактерий);
- Химические (лекарства, никотин, алкоголь, наркотики, экология, авитаминозы);
- Радиоактивные (облучение);
- Иммунологические (Rh-несовместимость);
- Социально-психологические (стрессы,
- Депрессии, страхи у мамы);
- Заболевания матери во время беременности (острые и хронические);
Факторы натального периода
- Травматические: родовая травма
- (повреждения головного и спинного мозга; внутричерепные кровоизлияния; парезы рук, диафрагмы, мимической мускулатуры; отек мозга, ишемия тканей мозга) акушерско-гинекологическая патология;
- Асфиксические (кислородное голодание плода во время родов);
- Недоношенность;
- Кривошея;
- Постнатальный период, факторы:
- Наследственные (проявившиеся в период становления речи);
- Травматические (открытые и закрытые черепно-мозговые травмы);
- Биологические (нейроинфекции, вирусные инфекции);
- Соматические (ослабленность, хронические заболевания);
- Химические;
- Социально-психологические (условия воспитания в семье);
Наличие одного или, тем более, нескольких факторов, не обязательно приведут к задержке речевого развития, однако, могут стать ее причиной. Своевременная диагностика логопеда и невролога поможет родителям держать «руку на пульсе», а детям из группы риска избежать задержек речевого развития и скорректировать речевые нарушения, если такие уже имеются.
Комментарии 0