Развитие мелкой моторики рук детей важно для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие действия.
Содержание
Важность мелкой моторики
Речевая способность ребенка зависит не только от тренировки артикулярного аппарата, но и от движения рук. Мелкая моторика очень важна, поскольку через неё развиваются такие высшие свойства сознания, как:
- Повышается тонус коры головного мозга.
- Развиваются речевые центры коры головного мозга.
- Стимулируются развитие речи ребенка.
- Согласовывают работу понятийного и двигательного центров речи.
- Способствуют улучшению артикуляционной моторики.
- Развивается чувство ритма и координацию движений.
- Подготавливается рука к письму.
- Поднимается настроение ребенка
Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук (кистевой и пальцевой праксис).
К концу первого года жизни у малыша, в норме, формируется важнейший навык: навык щипкового и пинцетного захвата. Теперь ребёнок может захватывать предметы не только всей рукой, а, используя большой и указательный/ большой, указательный и средний пальцы.
Без этого навыка манипулировать мелкими предметами практически невозможно.
6-7 месяцев: появляется щипковый захват
10-12 месяцев: формируется пинцетный захват
Щипковый и пинцетный захват
Сформированный щипковый и пинцетный захват помогут ребёнку овладеть следующими важными навыками второго года жизни:
- 1 год: может перелистывать страницы у картонной книги
- 1 год: опускает мелкие предметы в узкое отверстие
- 1,4 — 1,6 года: рисует фломастером каракули, росчерки
- 1,4 — 1,7 года: разрывает бумагу
- 1,6 — 1,9 года: переворачивает по одной странице в книге
- 1,9 — 2,2 года: закручивает/ откручивает крышку от бутылки
- Предпочтение ведущей руки формируется после двух лет.
Без развитых навыков мелкой моторики овладеть графомоторными навыками (научиться писать) крайне затруднительно.
Главный принцип проведения упражнений и игр
Главный принцип проведения упражнений и игр для развития мелкой моторики – быстро делаем или пропускаем то, что уже легко получается. Останавливаемся и тщательно прорабатываем те движения, которые не получаются, пока они не перейдут на уровень автоматизма. После этого движения бесполезны — подбираем новые.
И самое главное: развитие моторного планирования, развитие мелкой моторики даже при правильном подходе, описанном выше — это не панацея, а всего лишь вспомогательный метод для стимуляции и коррекции речи ребенка. Он не может рассматриваться в качестве основного или даже одного из основных! Если малышу уже больше 2 лет, а речи нет — бесполезно надеяться на развитие пальчиков. Речь — это сложная система, поэтому необходима комплексная, многокомпонентная работа (подчас даже нескольких специалистов и самих родителей ребенка) по ее запуску и коррекции.
Комментарии 0