Впечатления от выступления очень портят речевые ошибки, допускаемые оратором. Из этой статьи вы узнаете, по каким причинам они возникают, как можно их заметить и избежать.
Речь человека ярко иллюстрирует уровень его культуры, интеллекта, мышления и коммуникативных навыков. Полуграмотный индивидуум никогда не будет изъясняться красиво. Образованного человека сразу можно распознать по манере общения. Вопрос: с кем окружающие будут взаимодействовать с большим желанием? Ответ на него очевиден.
Отсюда следует вывод: нужно совершенствовать свою речь, избавляя ее от ошибок. Они возникают из-за незнаний правил русского языка. Их нужно активно заучивать и хорошо помнить не только в школе, но и на протяжении всей жизни.
Содержание
Какие бывают речевые ошибки
Наиболее простую и понятную классификацию приводит д.ф.н. Ю.В. Фоменко. Ее стоит проиллюстрировать конкретными примерами для наглядности.
1. Ошибки произношения
Можно выделить два типа:
• искажение слов, например, «уплочено» вместо «уплачено», «ложить» вместо «класть», «колидор» вместо «коридор» и т. п.;
• неправильное ударение, например, «звОнит» (а не «звонИт»), «Алкоголь» (а не «алкогОль»), «диАлог» (а не «диалОг» и т.п
2. Лексические
Это ошибки в употребление отдельные слов из-за незнания или неправильного понимания их смысла, а также ошибки при создании новых слов по уже существующим моделям.
Примеры:
• «абонент» вместо «абонемента»; «экскаватор» вместо «эскалатора», «одинарный» вместо «ординарный»;
• «грузинец» вместо «грузин», «героичество» вместо «героизм» и т. п.;
• «моя автобиография» — плеоназм, избыточность, ведь автобиография не может быть ничьей, кроме как «моей»;
• «масло масляное», «задали задание» и т. п. — тавтология, ненужное повторение рядом однокоренных слов.
3. Неправильное употребление фразеологизмов
Примеры:
• «суть да дело» вместо «суд да дело»;
• «обратиться по неправильному адресу» вместо «обратиться не по адресу»;
• «сидеть сложив руки» вместо «сидеть сложа руки».
4. Морфологические
Такие ошибки проистекают из незнания норм словообразования в русском языке, то есть падежных форм некоторых слов. Наибольшие трудности вызывают сложные числительные, например в родительном падеже «сто двадцать пять» будет «ста двадцати пяти», а не «сто двадцати пяти». Также нужно запомнить, что правильно будет «туфель», а не «туфля», «дешевле», а не «дешевше» и т. п.
5. Синтакcические
Ошибки, допускаемые при построении словосочетаний и предложений, а иногда и целых фраз. Примеры:
• «оплачивайте за проезд» вместо правильного «оплатите проезд»;
• «смесь из компонентов» вместо «смесь компонентов»;
• «на полке лежат много книг» вместо «на полке лежит много книг».
6. Письменная речь
На письме люди допускают орфографические ошибки (неправильное написание) и пунктуационные (неправильная постановка знаков препинания.
7. Стилистические
Подобные ошибки связаны в целом со стилевой направленностью текста. Их следует разбирать отдельно, в рамках самостоятельной статьи.
Работа над речевыми ошибками
Их, конечно, лучше предупреждать и не допускать, чем потом исправлять, потому что делать это вживую, в звучащей речи неудобно.
Основные меры профилактики:
- заучивание и регулярное повторение правил русского языка;
- постоянное чтение художественной литературы;
- повышение своего культурно-интеллектуального уровня путем посещения выставок, музеев и т.п.;
- взаимодействие с образованными людьми;
- выполнение упражнений по развитию речевых навыков.
Комментарии 0