Развитие связной речи у дошкольников и младших школьников


Сложно переоценить значение развитой речи у ребенка. Все родители хотят, чтобы их ребёнок был успешным и развитым. Во многом на это влияет именно грамотная речь ребёнка.

Речь малыша должна развиваться правильно с самого раннего детства. Отследите как развивается речь вашего ребенка до трех лет. Это очень важно. Если есть отставание, то рекомендую не оставлять эту проблему без внимания специалистов.

Этапы речевого развития

1 месяц

Малыш начинает осваивать, так называемую, сенсорную речь: формируется речевой слух и сосредоточение — кроха прислушивается, когда к нему обращаются взрослые, и издает в ответ тихие гортанные звуки «г», «к».

2 месяца

Быстро отвечает улыбкой при общении.

Кричит с разной интонацией.

Начинает гулить.

3 месяца

Внимательно слушает обращенную к нему речь.

Начинает различать интонацию взрослого.

Гулит нараспев.

4 месяца

Продолжительно гулит нараспев.

Отвечает взрослому (теперь малыш способен «поддержать» получасовой диалог с мамой и другими близкими).

Пытается подражать интонациям взрослых.

5 месяцев

Продолжительно певуче гулит с цепочками звуков.

Различает ласковый тон (оживляется, улыбается, смеется, гулит в ответ) и строгий (пугается, хнычет, кричит).

6 месяцев

Лепечет, произносит отдельные слоги («ба», «ма», «на»).

Подолгу общается сам с собой.

Узнает по голосу близких.

7 месяцев

На вопрос «где?» ищет знакомый предмет или игрушку и указывает на него (нее) пальцем.

Продолжительно и активно лепечет.

8 месяцев

Начинает понимать и выполнять простые просьбы типа «дай ручку».

Пытается повторять за взрослыми слоги и жесты.

9 месяцев

Выполняет более сложные просьбы: «поцелуй маму», «принеси шарик».

Знает свое имя, откликается на зов.

Привлекает к себе внимание словами и жестами.

Говорит с разной интонацией.

10 месяцев

Повторяет за взрослым новые слоги.

Произносит первые лепетные слова («ма-ма», «па-па», «ба-ба»).

По просьбе взрослого показывает части своего и чужого лица и тела: глазки, носик, ушки и т. д.

11 месяцев

Говорит «дай», «на» и т. д.

Понимает значение слова «нельзя».

1 год

Легко повторяет новые слоги.

Машет головой в знак отрицания и ручкой на прощание.

Произносит 6 -10 облегченных слов («ням-ням», «ля-ля»).

1-1,5 года

Интенсивно пополняет свой пассивный словарный запас.

Выполняет поручения взрослых.

Подолгу эмоционально лепечет, подчеркивая «смысл» мимикой, жестами, интонацией.

Подражает различным звукам (мяукает, жужжит).

Называет свое имя и показывает на пальчиках возраст.

Пытается связать в предложение два слова.

В 1,5 года произносит около 30 простых по звуковому составу слов.

1,5-2 года

Понимает смысл слова, фразы, активно анализирует речь взрослых.

Пытается соотнести слова с абстрактными значениями, хотя и понимает их часто по-своему. Например, связывает слово «мужчина» только со своим папой.

Подражая взрослым, легко произносит знакомые и незнакомые слова – как адресованные ему, так и случайно услышанные от окружающих.

Говорит фразами. Начинает понимать грамматический строй речи.

Строит интонационно четкие вопросительные и восклицательные предложения. Очень любит задавать вопросы «что это?», «кто это?».

В 2 года имеет активный словарный запас из 100-300 слов.

2-2,5 года

Говорит существенно «чище», владеет большей частью звуков родной речи.

Достаточно связно строит предложения (структура речи приближается к речи взрослого, хотя правила грамматики использует еще неточно, заменяя их собственными).

Активно использует новые слова во время диалогов со взрослыми.

Задает вопросы «когда?», «где?».

В 2,5 года имеет словарный запас из 500-1000 слов (в этом возрасте мальчики обычно несколько отстают от девочек – менее активно используют в речи новые слова, но к 3 годам догоняют ровесниц).

2,5-3 года

Понимает почти все, что ему говорят (пассивный словарный запас растет очень быстро).

Произносит артикуляционно-сложные звуки и слоги (иногда правильное произношение сочетается с выдуманным).

Дополняет речь ритмичными движениями, жестами, мимикой.

Постоянно задает вопросы (в том числе «почему?» и «зачем?») и легко отвечает на те, что адресованы ему.

Использует в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Достаточно свободно говорит (может рассказать о прошедшем дне, однако пересказать текст еще не способен).

Может начать ругаться, используя бранные слова, которые где-то услышал (не ругайте ребенка, ведь это тоже одно из проявлений развития речи – просто объясните, почему некоторые слова лучше не произносить).

В 3 года имеет словарный запас из 2000-3000 слов. Грамматический строй речи практически аналогичен строю речи взрослого.

Зачем развивать речь у детей?

Если на данном этапе развития речи все в порядке, то следует задуматься над развитием связной речи ребенка. Ведь развитая речь может повлиять на успешность ребёнка и его дальнейшую реализацию в жизни.

Когда ребёнок говорит, он:

  • мыслит;
  • анализирует;
  • сравнивает;
  • развивается его логическое мышление.

В общении, в первую очередь с родителями, дети перенимают манеру говорения и выражения мыслей, темп речи, активно пополняют свой словарный запас.

Постепенно, со временем, ребёнку становится легко выражать свои мысли, общаться со сверстниками, контактировать со взрослыми, делиться своими впечатлениями и, впоследствии, ему легче учиться.

Ребёнок становится более уверенным в себе, начинает занимать лидерские позиции.

Ребёнок же с неразвитой речью не может полноценно анализировать и классифицировать свои впечатления, делать обобщения и выводы об окружающем мире. Главное, ребёнок сам начинает осознавать, что ему трудно выразить свою мысль. Такие дети становятся, как правило, раздражительными, могут замкнуться в себе или начать стесняться общения с детьми и взрослыми, избегать совместных игр, бояться, что над ним будут смеяться.

Недаром развитию речи детей придают такое значение большинство родителей и специалистов: медиков, дефектологов, логопедов, педагогов, психологов.

Как развить речь у детей?

Помните: развитая и грамотная речь – это залог успеха вашего ребёнка. К этому вопросу нужно подходить многогранно, серьёзно и своевременно. В этом вам помогут:

  • чистоговорки;
  • скороговорки;
  • загадки;
  • шарады;
  • игры на словообразование;
  • упражнения на рифмовку;
  • составление синквейнов.
https://www.youtube.com/watch?v=EhriFp27O7c

Понравилось? Поделитесь с друзьями!

Прочитали? Покажите вашу реакцию!

Мило Мило
1
Мило
Классно Классно
0
Классно
Ха-Ха-Ха Ха-Ха-Ха
0
Ха-Ха-Ха
Вот те на Вот те на
0
Вот те на
Ох! Батюшки! Ох! Батюшки!
0
Ох! Батюшки!
Печалька Печалька
0
Печалька
Тьфу Тьфу
0
Тьфу
Что за чёрт? Что за чёрт?
0
Что за чёрт?

Комментарии 0

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Развитие связной речи у дошкольников и младших школьников

Войти

Забыли пароль?

Back to
Войти
Adblock
detector