Важным периодом для речевого развития ребенка является дошкольное детство. Проблема речевого развития детей актуальна на сегодняшний день, так как все больше детей с речевыми нарушениями. У детей слабо развита моторика. Родители мало уделяют времени разговорам с ребенком, ответам на его вопросы. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами и описаниями речь у детей – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем: бедность речи, недостаточный словарный запас, употребление не литературных слов и выражений, построить краткий или развернутый ответ, отсутствие логических обоснований и выводов, отсутствие навыков культуры речи и культуры общения. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. В этой связи развитие речи ребенка становится одной и важной проблемой.
Развитие речи как средство познания окружающего следует осуществлять в комплексе с решением других общих задач, связанных с ведущими линиями развития ребенка (ознакомление с окружающим, сенсорное развитие, развитие движений, активизация мелкой моторики руки в предметной деятельности и пр.). Совокупность этих требований приведет к развитию общения детей.
Содержание
Природа и общение
Как часто Вы бываете на природе, чем занимаетесь с ребенком?
Природа имеет уникальные возможности для развития и воспитания ребенка. На природе помимо того, что можете отдохнуть и прекрасно провести время, вы можете и пообщаться со своим ребенком, но вы имеете возможность обогатить его новыми знаниями и представлениями, полюбоваться красотами родной природы, вдохнуть глоток чистого и свежего воздуха, подзарядиться положительными эмоциями. Эмоциональные переживания, а не какие-либо разумные доводы и соображения побуждают ребенка к каким-либо поступкам. Дети дошкольного возраста очень общительны. В одиночестве чувствуют себя, как правило, несчастными. Так давайте же вместе подпитывать их положительными эмоциями, больше общаться с малышами, показывая, что мы их любим, что они нам дороги. А в союзники возьмем природу — великого учителя.
Отправляясь с ребенком на прогулку, вы можете поговорить с ним о том, какая сегодня погода, какое небо, что есть на небе, есть ли ветер, какой, в какую сторону он дует, как мы это определили, в какую одежду мы одеты, почему, с чем это связано? Какое сейчас время года? В холодное время подкормить птиц во дворе, наблюдая за их поведением и повадками. Посмотреть вокруг себя и увидеть удивительный мир растений, который нас окружает. Загадать загадку и найти отгадку. Поискать приметы времени года, познакомить ребенка с народными пословицами и приметами и т.д.
Да, мы должны сами видеть окружающий нас мир и открывать на него глаза ребенку. Учить его замечать и восхищаться окружающей нас жизнью, беречь и любить все живое, а свои чувства уметь высказывать словами. Например, здороваясь утром с солнышком, сказать ему ласковые слова-признаки: золотистое, лучистое, доброе, веселое, яркое, дорогое, великолепное, весеннее, теплое.
Направления для организации познавательно-речевого развития
Чтобы правильно организовать познавательно-речевое развитие можно выделить следующие направления:
Речь самого педагога, которая имеет обучающую и воспитательную направленность. Главным является качество языкового содержания, обеспечивающее высокие результаты труда. Дошкольник, проводящий большую часть времени в детском саду, общаясь с воспитателем, учится у него многому, в том числе и культуре речи. А еще ребенок воспринимает нашу речь как образец. Педагог должен говорить правильно, не искажая звуков, не съедая окончаний. Особенно четко нужно произносить длинные или незнакомые слова, вводимые в детский словарь.
Формирование представлений об окружающем мире
Формирование представлений об окружающем мире. Ведь дошкольник каждый день сталкивается с новыми для себя явлениями. Но накопление знаний и преставлений без соответствующего руководства будет поверхностным или ошибочным. Часто ребенок думает, что облака – это вата, потому что они белые, звезды – это лампочки, потому что они светятся. Ведь наблюдая за природными явлениями, он самостоятельно сделал данный вывод. Поэтому главная задача педагога состоит в последовательном увеличение у детей запаса знаний, их упорядочение. Ребёнок должен получать чёткие, в соответствие с возрастом представления об окружающих предметах, их назначении, качествах, о материалах, их которых они сделаны, где, кем, для чего эти используются. Так же ребёнок приобретает знания о живой и неживой природе, о природных явлениях их взаимосвязях и закономерностях.
Комментарии 0