Главные психические процессы осваиваются ребенком первые годы жизни, где речь играет далеко не последнюю роль. Отставание и нарушение развития языка у детей, к сожалению, частое явление. Но, специалисты не рекомендуют тревожиться и проводить обследование до достижения ребенком четырех лет, так же как и корректировать речь. А вот логопедические занятия для детей лучше начинать как можно раньше. Чем больше лет, тем сложнее исправлять недостатки.
Содержание
Анализ причин нарушенной речи у детей
Если проблемы с речью наблюдаются в возрасте 4—5 лет, следует обратиться к врачу. Для выявления причин назначается логопедическое обследование. Возможно, потребуется помощь нескольких специалистов для работы с детьми: отоларинголога, ортодонта и невропатолога. На основе полученных данных проводится анализ дефектов речи. В результате ставится диагноз ОНР, ФФН и другие. Не стоит этого опасаться. Главное, приготовиться к кропотливой и терпеливой работе в постановке языка. Ответственный подход обязательно даст положительные результаты.
Причины нарушений подразделяют на группы:
- органические;
- функциональные.
В каждой группе нарушения провоцируются множеством факторов. Так, патологии развиваются еще во внутриутробном периоде, вследствие перенесения мамой инфекционных заболеваний или травм.
Постановка речи зависит от того, какова структура речевого аппарата. Может наблюдаться недостаток или избыток зубов, неправильная их посадка, расщелины неба и так далее. Эти проблемы передаются по наследству. Также патологии развиваются вследствие перенесения заболеваний инфекционно-вирусного характера.
Другая причина кроется в склонности детей копировать дефекты речи взрослых. Например, родители могут неправильно выговаривать букву «Р», из-за чего малыш повторяет ошибки.
Занятия с детьми 2—3 лет
- В возрасте 2—3 лет, малыши подражают речи окружающих. Они активно, но неустойчиво разговаривают. Однако, встречаются детки, которые упрямо не говорят или делают это так, что их способны понять только родители.
- Логопедические занятия для самых маленьких, проводятся с учетом психологических и физиологических особенностей этого возраста. Урок состоит из 3—4 упражнений и не длится более 20 минут.
- Малыши 2—3 лет занимаются только тогда, когда им что-то интересно. Поэтому упражнения для развития речи дополняют наглядными пособиями. Урок реализовывают через игру. Тогда на эмоциональном подъеме малышу захочется повторять слова.
Специальные игры для молчунов
В них выделяются два направления:
- сформированное общее подражание;
- развивающееся общее подражание.
Копируя взрослых, кроха усваивает их опыт, умения и навыки. Под общим подражанием подразумевается повторение мимики, движений и действий.
Работу с молчаливым ребенком реализуют в следующей последовательности:
- побуждают его повторять движения (зарядку с поднятием рук, топаньем ножек и похлопыванием в ладоши);
- следующим шагом развития идут последовательные движения (полет птички, которая затем приземляется и ищет зернышки);
- на заключительном этапе привлекают игрушки, с которыми выполняют те же последовательные действия.
Чтобы сформировать имитацию звуков и речи с неговорящими детьми, нужно много раз повторять одни и те же слоги, слова и словосочетания, выделяя их. Крохе предлагают воспроизвести сказанное и положительно воспринимают любой вид ответных действий.
Логопедические занятия, которые настроены на подражание речи, проводят в следующем порядке:
- произнесение звуков;
- слов и слогов со смысловой нагрузкой;
- слов;
- коротких фраз.
Игровая форма подходит не только для молчаливых детей, но и крохам, разговаривающим невнятно и нечетко. Помимо упражнений, к ним добавляют загадки, чистоговорки и рифмовки. Полезно для развития делать движения, сопровождающие фразы и подходящие по смыслу.
Требовать от ребенка 2—3 лет произнесения четких звуков не нужно. Гораздо важнее формирование коммуникативной функции языка.
Занятия с детьми 4—5 лет
В таком возрасте пора готовить ребенка к школе. С произнесением звуков не должно быть проблем.
Если малыш говорит неправильно, нужно разобраться, в произнесении каких звуков есть нарушения. Можно попробовать попросить ребенка повторить слова, в которых имеется неподдающийся звукоряд. Примеры:
- «с» — солнце, собачка;
- «з» — зебра, зайчонок;
- «ш» — шоколадка, шар;
- «ч» — чашка, чемодан;
- «ц» — цапля, царь;
- «р» — ракета, рыба.
Произнесение звуков лучше предлагать по отдельности.
Перед тем как проговаривать каждый из них, делают артикуляционную гимнастику возле зеркала. Тогда речевой аппарат не только чувствуется, но и видится.
После выговаривания звуков переходят к работе со слогами. Если с этим все в порядке, предлагают ребенку повторять целые слова с содержанием сложных звуков. Урок закрепляют при помощи свободной речи с их использованием. Этап продолжают до тех пор, пока малыш не научится говорить правильно.
Нужно приготовиться к тому, что такие занятия длятся несколько месяцев, пока постановка звуков не станет грамотной.
Принципы развития правильной речи
Для формирования правильного языка создают условия. Уже давно доказано, что постановке речевой деятельности способствуют физические упражнения и игры.
- Даже с младенцем полезно разговаривать и хвалить его попытки что-то сказать. Для корректного развития детей, родителям советуют реагировать на эти проявления уравновешено и спокойно.
- Структура языка у взрослых должна быть правильной. Это детям 2—3 лет говорят «ту-ту» и «ам-ам», а в 4—5 лет, им полезно слышать правильную речь с применением литературного языка и корректного произношения.
- Для постоянного развития, ребенку придумывают новые рассказы и наполняют его жизнь позитивными впечатлениями. Чем больше малыш хочет делиться эмоциями при помощи языка, тем быстрее проходит период подготовительной работы.
Виды логопедических занятий
Помимо уроков дома, с дошкольниками занимаются в ДОУ. В случае необходимости, работа продолжается и в школе. Она эффективна для детей с задержкой речевого развития, нарушениями письма и чтения, ОНР, ФФН, а также дизартрии.
В интернете есть многочисленные конспекты логопедических занятий, разработанные профессионалами. Картотека включает проработку всевозможных речевых проблем. На их основе с дошкольниками работают логопеды в детских садах — в старшей и подготовительной группе. Ими пользуются и родители для проведения занятий дома.
Занятие в ДОУ бывает:
- В группе задания даются детям, у которых схожая структура дефекта.
- Фронтальное занятие подразумевает выполнение малышами одинаковой работы.
- А на индивидуальных уроках ребенка учат правильному произношению.
Структура урока с детьми, страдающими ОНР
Рассмотрим конкретный пример занятия в детском саду, с ребенком в старшей или подготовительной группе. Главный пункт правильного проведения урока — открытое установление эмоциональной связи. Логопедические занятия начинаются с приветствия, которое настраивает на положительный лад, чтобы упражнения воспринимались в позитивном ключе. Малыша поощряют и хвалят при любой активности.
Общее недоразвитие речи или ОНР, подразумевает нарушения в постановке звуков или смысловой системе языка. Заболевание иногда сопровождает более серьезные недуги, такие как алалия, ринолалия, дизартрия, олигофрения и прочее. Это важно учитывать при организации урока.
У каждого логопеда есть картотека с уроками, в которых находится постановка для каждого случая. Проведя анализ, он составляет программу работы для развития.
Возьмем пример урока, рассчитанный на детей подготовительной группы шести лет с общим недоразвитием речи.
Целями урока являются:
- закрепление предметного словаря;
- различение детской, женской и мужской одежды;
- упражнения;
- заучивание стихотворений;
- закрепление цветов и форм;
- развитие внимания, памяти;
- анализ и обобщение;
- постановка мелкой моторики посредством самомассажа;
- развитие уверенности и самостоятельности.
Для проведения урока подготавливают оборудование, помогающее детям наглядно воспринимать информацию. В него включаются: игрушки; ткань; бумага с карандашами; раскраски; картинки; индивидуальные карточки для заданий.
Занятие может быть построено следующим образом.
- Организуется постановка детей. Например, ребята встают в круг и им объясняются последующие действия.
- Делается самомассаж лица. Логопед читает стихотворение и показывает движения, которые дети повторяют.
- Главная часть реализуется в игровой форме, когда передается постановка задания, отвечающая целям урока.
- Выполняются упражнения.
- Заучивается стихотворение для запоминания тех предметов, которые участвовали в упражнениях.
- Подводится итог занятия.
Маленький человечек говорит неустойчиво. Поэтому структура языка рискует быть нарушенной под воздействием различных негативных факторов. При обнаружении проблемы, необходимо обратиться к логопеду.
Желательно проводить индивидуальные логопедические занятия. Если такой возможности нет, то уроки в группе принесут пользу, но не заменят работу со своим чадом дома. Главные основы развития, постановка языка и прочее, закладываются не в детском саду и школе, а в семье.
Комментарии 0