Речь — сложный механизм с множеством составляющих. Если одна из шестерёнок перестанет работать как положено, это приведёт к сбоям в функционировании всей системы формирования речи, снизит готовность к обучению. Речь обусловлена работой гортани, мягкого нёба, голосовых связок, языка, головного мозга и нервной системы. Эти органы напрямую влияют на речь малыша.
На развитие речи у детей влияют следующие причины: нарушение работы органов, отвечающих за речь и врождённые дефекты речевого аппарата.
Содержание
Причины нарушений речи
- В первый триместр беременности плод наиболее уязвим, так как именно в этот период закладываются все органы и системы будущего малыша. Поэтому внутриутробные патологии – причины неполноценности речевых навыков в будущем.
- Генетически обусловленное строение ротовой полости, прикуса, структуры нёба, органов слуха — причины появления проблем в развитии речи.
- Осложнения во время родов влияют на слух и формирование речевых зон в головном мозге малыша.
- Педагогическая запущенность, как и слишком активная стимуляция речевого развития ребёнка посредством игры влияют так же пагубно.
- Необходимость одновременного усвоения двух языков, анормальность семейного воспитания, дефекты речевого общения окружающих малыша людей — причины патологии речи дошкольников.
- В первые годы жизни иммунитет малыша до конца не сформирован. Заболевания и их лечение антибиотиками — причины частичной глухоты. Травмы головы, воспалительные недуги органов слуха, вирусные болезни приводят к сбоям в работе нервной системы и ухудшению слуха.
Виды патологий слуха
Устойчивое расстройство слуха, которое приводит к патологии развития речи, довольно распространены. Большинство случаев – это частичная потеря слуха (тугоухость) или глухота.
Различают кондуктивную и нейросенсорную тугоухость.
- Кондуктивная появляется как следствие перенесённого воспаления среднего уха, аденоидов, характеризуется трансформацией в слуховых косточках и барабанной перепонке.
- Нейросенсорной тугоухостью называется нарушение слуха, при котором сохраняется способность слышать громкие звуки. Патология чаще всего выявляется у детей до трёх лет.
Причины нейросенсорной тугоухости:
- Перенесённые инфекционные заболевания (отит, ОРВИ, корь, грипп).
- Наследственность.
- Стресс, травмы.
- Действие отравляющих веществ, антибиотиков.
Глухота подразумевает полное отсутствие слуха. Развивающая работа, игры с глухими детьми имеют огромную значимость, так как за нарушением слуха последуют патологические изменения в речи, исказятся представления об окружающем социуме, развитие интеллекта затормозится, в итоге личностная сфера будет неполноценной.
Диагностика нарушений слуха
Чем раньше обнаружены расстройства слуха и их особенности у глухих и слабослышащих, тем больше шансов, что специализированные детские сады и школы обеспечат готовность ребят к полноценной жизни в мире взрослых.
Мониторинг нарушений слуха производится посредством аудилогического оборудования. Готовность к обследованию слуха у маленьких определяется с помощью игры.
Развитие речи у детей с нарушениями слуха
В первые месяцы жизни младенца заметить речевые нарушения почти невозможно, так как речь ещё отсутствует, а развитие соответствует норме. При внимательном наблюдении можно заметить, что он не реагирует в ответ на громкий звук, присутствуют гуление, реакция на яркие предметы, рефлекторные звуки. Малыш кажется более спокойным, так как его не тревожат звуки, доносящиеся с улицы, методы речевого (вербального) семейного воспитания.
Особенности в поведении наиболее ярко проявляются после года: практически не развивается пассивная и активная речь, ребёнок выражает свои желания и мысли с помощью мимики и жестов. Потеря слуха в раннем детстве или его нарушение в дословесный период полностью меняет дальнейшее развитие малыша.
Развитие речи с нарушениями слуха отличают следующие особенности:
- Неправильное использование предлогов.
- Неверное согласование слов.
- Сдвигание аффиксов.
Если нужного семейного воспитания не даётся, то восприятие окружающего у малыша обедняется не только вследствие нарушения слуха, но и из-за недостатка зрительного мировосприятия: он не обращает внимания на звучащие предметы.
Программа работы с глухими и слабослышащими детьми
В настоящее время методик работы с расстройствами слуха существует множество. Программа работает в двух направлениях:
- Жестовый язык, когда занятия с глухими и слабослышащими проводятся сурдопедагогами, слово обозначается жестом, используется пальцевая азбука.
- Работа с глухими и слабослышащими детьми при помощи чистого устного метода применяется для обучения общению без использования языка жестов, употребляя только устную и письменную речь.
Применяя слуховой аппарат в процессе обучения слабослышащих детей, удаётся добиться практически нормальной речи. Личностная сфера развивается нормально. Готовность малышей к следующей ступени развития становится удовлетворительной.
Учреждения для дошкольников
Многие дети двух — трёх летнего возраста начинают посещать специализированные детские сады, в которых с ними проводится коррекционная работа в форме игры. Подобные занятия помогают развить физкультурные и ритмические навыки, речь, предметно-практические умения позволяют обеспечить готовность к школе.
Специализированные детские сады для глухих и слабослышащих детей чаще всего пользуются компенсирующей методикой. Принципы и работа её состоит в том, что в группу набирают 5–6 детей полутора — двухлетнего возраста. В учреждении сурдопедагогами проводится работа по обучению дактильной и письменной речи. Готовность к следующему этапу наступает через 7 дней после начала занятий в форме игры.
Готовность родителей участвовать в процессе воспитания и в работе с глухими и слабослышащими детьми обеспечит эффективность обучения и нормальное психомоторное развитие, позволит добиться потрясающих результатов. Малыши с нарушениями слуха нуждаются в особенном отношении, им сложнее приспособиться к окружающему миру.
Особенности методики Э.И. Леонгард заключаются в присутствии большой доли семейного воспитания и обучения. Малыш ходит в обычный детский сад или посещает коррекционную группу при нём, а дома с малышом занимаются родители.
К окончанию дошкольного возраста результатом работы с детьми является достижение ими практически нормального развития уровня зрительного восприятия. Детские сады обуславливают готовность детей дошкольного возраста к посещению школы.
Школы для детей с отклонениями
Важнейшая задача школы для глухих и слабослышащих детей состоит в налаживании слухового и зрительного восприятия речи окружающих.
Охват кратковременной памяти у глухих и слабослышащих ребят намного меньше, чем у их ровесников с нормальным слухом. При этом в процессе наблюдения обнаруживаются особенности памяти в виде отличного запоминания жестов. Это объясняется компенсированием слухового восприятия посредством зрительной памяти. Другими словами, присутствует наглядно-образный характер памяти.
Особенности совершенствования памяти глухих и слабослышащих детей заключаются в прохождении нескольких этапов:
- Начальная школа, 1–3 классы. Прочитав 3 предложения, в памяти остаются слова первого.
- 4–6 классы школы. В памяти остаются особенности целого текста, впоследствии дополняемые деталями.
- В старших классах школы в памяти полностью откладываются все три предложения после одного прочтения.
Детские сады и школы для глухих и слабослышащих, используя занятия в виде игры с детьми разного возраста, проводят колоссальную работу по предупреждению ЗПР (задержки психического развития), проявлению неадекватного семейного воспитания, осуществляется контрольная функция и мониторинг речевых дефектов.
Психологические особенности глухих и слабослышащих детей
Работа психолога с детьми, страдающими нарушениями слуха позволила выявить ЗПР примерно у трети контингента. Причины ЗПР разные:
- Болезнь матери во время беременности.
- Заболевание ребёнка в первые годы жизни.
Психология глухих и слабослышащих детей выделяет проявления ЗПР психогенной природы, что служит доказательством педагогической запущенности, недостатка семейного воспитания. Работа психолога здесь должна проводиться при участии родителей. Сады и школы не в состоянии обеспечить необходимый психологический комфорт малышу с расстройством слуха.
Мониторинг психолога обнаружил во время занятия с детьми, страдающими ЗПР повышенную утомляемость, отставание в развитии наглядного мышления, словесной речи, образной памяти, зрительного восприятия, эмоциональную неустойчивость. При этом обучение помогает глухим и слабослышащим детям с ЗПР намного больше, чем умственно отсталым детям.
У глухих детей с задержкой психического развития соматогенной природы слабое здоровье или хронические недуги, снижена работоспособность и обучаемость, нарушен сон.
- Дети с тяжёлыми нарушениями речи и ЗПР нуждаются в тепле семейного воспитания, больше чем остальные дети. С ними должна проводиться работа психолога и занятия в форме игры по коррекции речевых нарушений.
- Принципы семейного воспитания глухого ребёнка с ЗПР должны отличаться внимательностью к желаниям малыша, учёба — в форме игры.
- Игры служат главным средством обучения и развития детей с ЗПР, посещающих детские сады.
- Готовность родителей помогать малышу, работа, проводимая в семье, принципы и особенности семейного уклада сделают малыша счастливым и увеличат шансы на нормальную взрослую жизнь.
Комментарии 0