Особенности обучения детей с нарушениями речи


Речь — сложный механизм с множеством составляющих. Если одна из шестерёнок перестанет работать как положено, это приведёт к сбоям в функционировании всей системы формирования речи, снизит готовность к обучению. Речь обусловлена работой гортани, мягкого нёба, голосовых связок, языка, головного мозга и нервной системы. Эти органы напрямую влияют на речь малыша.

На развитие речи у детей влияют следующие причины: нарушение работы органов, отвечающих за речь и врождённые дефекты речевого аппарата.

Причины нарушений речи

  • В первый триместр беременности плод наиболее уязвим, так как именно в этот период закладываются все органы и системы будущего малыша. Поэтому внутриутробные патологии – причины неполноценности речевых навыков в будущем.
  • Генетически обусловленное строение ротовой полости, прикуса, структуры нёба, органов слуха — причины появления проблем в развитии речи.
  • Осложнения во время родов влияют на слух и формирование речевых зон в головном мозге малыша.
  • Педагогическая запущенность, как и слишком активная стимуляция речевого развития ребёнка посредством игры влияют так же пагубно.
  • Необходимость одновременного усвоения двух языков, анормальность семейного воспитания, дефекты речевого общения окружающих малыша людей — причины патологии речи дошкольников.
  • В первые годы жизни иммунитет малыша до конца не сформирован. Заболевания и их лечение антибиотиками — причины частичной глухоты. Травмы головы, воспалительные недуги органов слуха, вирусные болезни приводят к сбоям в работе нервной системы и ухудшению слуха.

Виды патологий слуха

Проверка слуха

Устойчивое расстройство слуха, которое приводит к патологии развития речи, довольно распространены. Большинство случаев – это частичная потеря слуха (тугоухость) или глухота.

Различают кондуктивную и нейросенсорную тугоухость.

  • Кондуктивная появляется как следствие перенесённого воспаления среднего уха, аденоидов, характеризуется трансформацией в слуховых косточках и барабанной перепонке.
  • Нейросенсорной тугоухостью называется нарушение слуха, при котором сохраняется способность слышать громкие звуки. Патология чаще всего выявляется у детей до трёх лет.

Причины нейросенсорной тугоухости:

  • Перенесённые инфекционные заболевания (отит, ОРВИ, корь, грипп).
  • Наследственность.
  • Стресс, травмы.
  • Действие отравляющих веществ, антибиотиков.

Глухота подразумевает полное отсутствие слуха. Развивающая работа, игры с глухими детьми имеют огромную значимость, так как за нарушением слуха последуют патологические изменения в речи, исказятся представления об окружающем социуме, развитие интеллекта затормозится, в итоге личностная сфера будет неполноценной.

Диагностика нарушений слуха

Чем раньше обнаружены расстройства слуха и их особенности у глухих и слабослышащих, тем больше шансов, что специализированные детские сады и школы обеспечат готовность ребят к полноценной жизни в мире взрослых.

Мониторинг нарушений слуха производится посредством аудилогического оборудования. Готовность к обследованию слуха у маленьких определяется с помощью игры.

Развитие речи у детей с нарушениями слуха

Язык жестов для детей

В первые месяцы жизни младенца заметить речевые нарушения почти невозможно, так как речь ещё отсутствует, а развитие соответствует норме. При внимательном наблюдении можно заметить, что он не реагирует в ответ на громкий звук, присутствуют гуление, реакция на яркие предметы, рефлекторные звуки. Малыш кажется более спокойным, так как его не тревожат звуки, доносящиеся с улицы, методы речевого (вербального) семейного воспитания.

Особенности в поведении наиболее ярко проявляются после года: практически не развивается пассивная и активная речь, ребёнок выражает свои желания и мысли с помощью мимики и жестов. Потеря слуха в раннем детстве или его нарушение в дословесный период полностью меняет дальнейшее развитие малыша.

Развитие речи с нарушениями слуха отличают следующие особенности:

  • Неправильное использование предлогов.
  • Неверное согласование слов.
  • Сдвигание аффиксов.

Если нужного семейного воспитания не даётся, то восприятие окружающего у малыша обедняется не только вследствие нарушения слуха, но и из-за недостатка зрительного мировосприятия: он не обращает внимания на звучащие предметы.

Программа работы с глухими и слабослышащими детьми

В настоящее время методик работы с расстройствами слуха существует множество. Программа работает в двух направлениях:

  • Жестовый язык, когда занятия с глухими и слабослышащими проводятся сурдопедагогами, слово обозначается жестом, используется пальцевая азбука.
  • Работа с глухими и слабослышащими детьми при помощи чистого устного метода применяется для обучения общению без использования языка жестов, употребляя только устную и письменную речь.

Применяя слуховой аппарат в процессе обучения слабослышащих детей, удаётся добиться практически нормальной речи. Личностная сфера развивается нормально. Готовность малышей к следующей ступени развития становится удовлетворительной.

Учреждения для дошкольников

Ребенок нарисовал солнце

Многие дети двух — трёх летнего возраста начинают посещать специализированные детские сады, в которых с ними проводится коррекционная работа в форме игры. Подобные занятия помогают развить физкультурные и ритмические навыки, речь, предметно-практические умения позволяют обеспечить готовность к школе.

Специализированные детские сады для глухих и слабослышащих детей чаще всего пользуются компенсирующей методикой. Принципы и работа её состоит в том, что в группу набирают 5–6 детей полутора — двухлетнего возраста. В учреждении сурдопедагогами проводится работа по обучению дактильной и письменной речи. Готовность к следующему этапу наступает через 7 дней после начала занятий в форме игры.

Готовность родителей участвовать в процессе воспитания и в работе с глухими и слабослышащими детьми обеспечит эффективность обучения и нормальное психомоторное развитие, позволит добиться потрясающих результатов. Малыши с нарушениями слуха нуждаются в особенном отношении, им сложнее приспособиться к окружающему миру.

Особенности методики Э.И. Леонгард заключаются в присутствии большой доли семейного воспитания и обучения. Малыш ходит в обычный детский сад или посещает коррекционную группу при нём, а дома с малышом занимаются родители.

К окончанию дошкольного возраста результатом работы с детьми является достижение ими практически нормального развития уровня зрительного восприятия. Детские сады обуславливают готовность детей дошкольного возраста к посещению школы.

Школы для детей с отклонениями

Важнейшая задача школы для глухих и слабослышащих детей состоит в налаживании слухового и зрительного восприятия речи окружающих.

Охват кратковременной памяти у глухих и слабослышащих ребят намного меньше, чем у их ровесников с нормальным слухом. При этом в процессе наблюдения обнаруживаются особенности памяти в виде отличного запоминания жестов. Это объясняется компенсированием слухового восприятия посредством зрительной памяти. Другими словами, присутствует наглядно-образный характер памяти.

Особенности совершенствования памяти глухих и слабослышащих детей заключаются в прохождении нескольких этапов:

  • Начальная школа, 1–3 классы. Прочитав 3 предложения, в памяти остаются слова первого.
  • 4–6 классы школы. В памяти остаются особенности целого текста, впоследствии дополняемые деталями.
  • В старших классах школы в памяти полностью откладываются все три предложения после одного прочтения.

Детские сады и школы для глухих и слабослышащих, используя занятия в виде игры с детьми разного возраста, проводят колоссальную работу по предупреждению ЗПР (задержки психического развития), проявлению неадекватного семейного воспитания, осуществляется контрольная функция и мониторинг речевых дефектов.

Психологические особенности глухих и слабослышащих детей

Слуховой аппарат

Работа психолога с детьми, страдающими нарушениями слуха позволила выявить ЗПР примерно у трети контингента. Причины ЗПР разные:

  • Болезнь матери во время беременности.
  • Заболевание ребёнка в первые годы жизни.

Психология глухих и слабослышащих детей выделяет проявления ЗПР психогенной природы, что служит доказательством педагогической запущенности, недостатка семейного воспитания. Работа психолога здесь должна проводиться при участии родителей. Сады и школы не в состоянии обеспечить необходимый психологический комфорт малышу с расстройством слуха.

Мониторинг психолога обнаружил во время занятия с детьми, страдающими ЗПР повышенную утомляемость, отставание в развитии наглядного мышления, словесной речи, образной памяти, зрительного восприятия, эмоциональную неустойчивость. При этом обучение помогает глухим и слабослышащим детям с ЗПР намного больше, чем умственно отсталым детям.

У глухих детей с задержкой психического развития соматогенной природы слабое здоровье или хронические недуги, снижена работоспособность и обучаемость, нарушен сон.

  • Дети с тяжёлыми нарушениями речи и ЗПР нуждаются в тепле семейного воспитания, больше чем остальные дети. С ними должна проводиться работа психолога и занятия в форме игры по коррекции речевых нарушений.
  • Принципы семейного воспитания глухого ребёнка с ЗПР должны отличаться внимательностью к желаниям малыша, учёба — в форме игры.
  • Игры служат главным средством обучения и развития детей с ЗПР, посещающих детские сады.
  • Готовность родителей помогать малышу, работа, проводимая в семье, принципы и особенности семейного уклада сделают малыша счастливым и увеличат шансы на нормальную взрослую жизнь.


Понравилось? Поделитесь с друзьями!

Прочитали? Покажите вашу реакцию!

Мило Мило
1
Мило
Классно Классно
1
Классно
Ха-Ха-Ха Ха-Ха-Ха
0
Ха-Ха-Ха
Вот те на Вот те на
1
Вот те на
Ох! Батюшки! Ох! Батюшки!
1
Ох! Батюшки!
Печалька Печалька
0
Печалька
Тьфу Тьфу
0
Тьфу
Что за чёрт? Что за чёрт?
1
Что за чёрт?

Комментарии 0

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Особенности обучения детей с нарушениями речи

Войти

Забыли пароль?

Back to
Войти
Adblock
detector