Развитие речевых навыков у детей


Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит новшество в его речевое развитие. Наиболее важная ступень в овладении речью приходятся на детский возрастной и школьный период. С самого начала речь возникает как средство общения. Несколько позднее речь становится также средством познания окружающего мира, планирования действий. Развиваясь, ребенок пользуется все более сложными словами. Обогащается словарь, усваивает новые фразы, ребенок овладевает закономерностями словообразования, словоизменения и словосочетания. Эти средства языка он использует для передачи своих усложняющих знаний, для общения с окружающими людьми в процессе деятельности. Развитие речи ребенка не стихийный процесс. Он требует постоянного педагогического руководства.

Условия успешного развития речи

Для успешного развития речи, формирования речевых умений, необходимо создание определенных условий.

Первое условие – это потребность общения, или коммуникация. Где должны быть предусмотрены такие ситуации, которые определяют мотивацию речи, возбуждают у него интерес и желание поделиться чем то, рассказать о чем то.

Вторе условие – это создание речевой среды. От того, какая у него речевая среда, во многом зависит богатство , разнообразие и правильность его собственной речи. Речь помогает ребенку не только общаться с другими людьми , но и познавать мир.

Овладение речью — это способ познания действительности. Богатство, точность и содержательность речи зависят от обогащения сознания ребенка различными средствами и понятиями, от жизненного опыта школьника, от объема и динамичности его знаний. Другими словами, речь развиваясь, нуждается в фактическом материале. Школьник хорошо расскажет или напишет только о том, что он хорошо знает: у него должен быть запас знаний, материал по теме рассказа, тогда он сможет выделить главное, существенное. Это также является условием речевого развития учащихся.

Какая речь считается хорошей?

Какую же речь можно считать хорошей, к чему следует стремиться учителю и ученику?

Первое требование–содержательность речи. Лишь тогда рассказ ученика будет хорош, интересен, полезен и ему самому , и другим, когда он будет построен на знании фактов, на наблюдениях, когда в нем будут передаваться обдуманные мысли, искренние переживания.

Второе требование – логичности, последовательности, четкости построения речи. Хорошее знание того, о чем школьник говорит или пишет, помогает ему не пропустить чего-либо существенного, логично не переходить от одной части к другой, не повторять одного и того же по несколько раз.

Следующее требование – это точность речи. Под точностью речи понимают умение говорящего не просто передать факты, наблюдения, Чувства в соответствии с действительностью, но и выбрать для этой цели наилучшие языковые средства. Точность требует богатства языковых средств, их разнообразия, умения выбрать в разных случаях слова синонимы, наиболее подходящие к содержанию рассказываемого.

Речь только тогда воздействует на читателя и слушателя с нужной силой, когда она выразительна. Выразительность речи – это умение ярко, убедительно и сжато передавать мысль, это способность воздействовать на людей различными интонациями, отбором фактов, построением фразы, выбором слов, настроением рассказа.

Ясность речи

Ясность речи – это доступность тем людям , кому она обращена.

Говорящий должен учитывать интеллектуальные возможности, духовные интересы слушающего. Речи вредит излишняя, перегруженность терминами.

Чрезвычайно важна также произносительная сторона речи: хорошая дикция, проговаривание звуков, соблюдение правил произносительных норм литературного языка, умение говорить и читать выразительно, достаточно громко, владеть своего рода интонациями, паузами, логическими ударениями. И выразительность. И ясность речи предполагают также ее чистоту – отсутствие лишних слов, просторечий и выражений.


Понравилось? Поделитесь с друзьями!

Прочитали? Покажите вашу реакцию!

Мило Мило
0
Мило
Классно Классно
0
Классно
Ха-Ха-Ха Ха-Ха-Ха
0
Ха-Ха-Ха
Вот те на Вот те на
0
Вот те на
Ох! Батюшки! Ох! Батюшки!
0
Ох! Батюшки!
Печалька Печалька
0
Печалька
Тьфу Тьфу
0
Тьфу
Что за чёрт? Что за чёрт?
0
Что за чёрт?

Комментарии 0

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Развитие речевых навыков у детей

Войти

Забыли пароль?

Back to
Войти
Adblock
detector