Отсутствие активной речи у ребенка 2–3 лет может стать серьезной причиной для беспокойства. Но не стоит паниковать раньше времени.
Давайте разберемся, в чем может таиться причина молчания вашего малыша. А уж потом решим, есть ли повод для волнения.
Условия для нормального развития речи
Для нормального развития речи ребенка необходимы следующие условия:
- нормальное состояние здоровья, включая внутриутробный период;
- правильное функционирование центральной нервной системы;
- нормальное психическое развитие ребенка;
- здоровое состояние речевого аппарата и органов слуха;
- благоприятная речевая среда.
Чтобы убедиться в абсолютном здоровье вашего малыша, мы рекомендуем сначала обратиться к специалистам: отоларингологу, неврологу.
Они определят состояние слуха, речевого аппарата, нервной системы вашего ребенка.
Также следует пройти полное медико-педагогическое обследование. Ведь чем раньше будут выявлены причины молчания, тем эффективнее будет коррекция и тем проще будет вашему ребенку овладеть речью.
Если вы прошли всестороннее обследование и уверены, что у вашего малыша нет серьезных проблем со здоровьем, то, возможно, долгое молчание — это его индивидуальная особенность.
Но в любом случае проблема остается. Поэтому не стоит поддаваться утешительным речам окружающих типа «заговорит, когда придёт время». Начинайте действовать!
Что делать?
Откажитесь от «изобретения велосипеда». Квалифицированный ответ на вынесенный в подзаголовок вопрос может вам дать психолог, который установит эмоциональный контакт с ребенком, снимет напряжение. А также выработает у ребенка уверенность в своих силах, включит в коллективную игру. С большой вероятностью после этого у малыша возникнет необходимость в речевом общении.
Дефектолог займется развитием внимания, восприятия, памяти, мышления, усидчивости, а также даст определенный багаж знаний, который впоследствии будет использовать ребенок в игре и повседневной жизни.
Логопед выявит те недостатки речевого аппарата, которые тормозят становление речи, и при помощи специальных упражнений (артикуляционной гимнастики) укрепит мышцы языка, губ, нижней челюсти. А после скоординирует и активизирует движения всего речевого аппарата, поставит речевое дыхание и сформирует навыки звукопроизношения.
Всю эту работу, уважаемые родители, специалисты сначала выполнят с ребенком. А самое главное — затем обучат всему вас и подскажут направление, в котором необходимо работать. Научат, как это делать правильно. Ну и, конечно, ответят на интересующие вас вопросы.
Принятие активного участия родителей
Но учтите — впоследствии основная работа по развитию речи ребенка ляжет именно на вас и вам придется:
- создавать позитивный эмоциональный настрой;
- четко выполнять рекомендации специалистов, закрепляя навыки, приобретенные на занятиях, уже в домашних условиях;
- использовать все полученные вами знания для развития малыша.
- Именно такой комплексный подход и активное участие родителей дадут положительный результат. И тогда ваш малыш покажет прекрасные результаты и овладеет этой непростой наукой — речевым общением.
Удачи вам, любящие и заботливые родители.
Комментарии 0