Уже совсем скоро ваш беззаботный малыш станет первоклассником. Еще недавно он много времени проводил, занимаясь любимыми делами, но через несколько недель ему предстоит начать длительный путь школьной жизни. И каким будет это начало, во многом зависит от заинтересованности и участия самых близких людей.
Содержание
Признаки готовности к школе
Для 6–7-летнего ребенка переход от игровой деятельности к учебной очень сложен, и существенно на успешность этого процесса влияют мотивы для занятия учебой и физиологическая готовность к ней. Дошкольник становится школьником, осуществляется переход в новый социальный статус.
Качество учебной деятельности будет зависеть от того, насколько были сформированы следующие признаки — функциональное состояние организма, навыки и умения — в дошкольном периоде:
- хорошее физическое состояние ребенка;
- развитый физический слух;
- нормальное функционирование ЦНС;
- развитая общая и мелкая моторика;
- владения знаниями и представлениями об окружающем мире (пространство, время, счетные операции);
- произвольное внимание, опосредованное запоминание, умение слушать;
- активность, желание учиться, интерес к знаниям, любознательность;
- коммуникативная деятельности, готовность к сотрудничеству, взаимопомощи.
Наличие данных предпосылок в младшем школьном возрасте способствует формированию новых, необходимых для успешного обучения качеств. Готовность ребенка к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не завершается в первом классе, так как включает не только качественную характеристику запаса знаний, но и уровень развития обобщающей деятельности — мышления.
Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Существенную роль играет психологическая готовность к обучению, т.е. осознание ребёнком общественной значимости его новой деятельности.
Составляющие речевой готовности к школе
Многие родители понимают, но не всегда правильно представляют, что скрывается за понятием «речевая готовность к школе». Поэтому, давайте разберемся, что всё-таки подразумевается под данным понятием.
Звуковая сторона речи.
Ребенок должен владеть правильным, четким произношением звуков всех фонетических групп.
Школьники, у которых есть отклонение в речевом развитии касаются только дефектов произношения одного или нескольких звуков, как правило, учатся хорошо. Такие дефекты речи обычно не сказываются отрицательно на усвоении школьной программы. Дети правильно соотносят звуки и буквы, не допускают в письменных работах ошибок, связанных с недостатками звукопроизношения. Среди этих учащихся неуспевающих практически нет.
Сформированность фонематических процессов.
Это умение слышать и различать, дифференцировать звуки родного языка. В норме к четырем годам ребенок должен различать все звуки, должно быть сформировано фонематическое восприятие. Именно развитое на достаточном уровне фонематическое восприятие является неотъемлемой частью формирования четкого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов (даже не выговаривая звуки, ребенок сохраняет слоговую структуру слова — машина — масиня). Ребенок с легкостью овладевает грамматическим строем речи и успешно осваивает чтение и письмо.
Стоит задуматься о помощи логопеда, если:
- ребенок постоянно заменяет одни звуки другими (шапка — сапка);
- взаимные замены звонких и глухих согласных (бочка — почка);
- взаимные замены твердых и мягких согласных (полка — полька).
- Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу:
- умение слышать и выделять звуки в слове;
- слышать и выделять первый и последний звуки в слове;
- умение определять место звука в слове;
- различать и называть слова с определенным звуком;
- делить слова на слоги;
- составлять слова из слогов;
- называть звуки в слове по порядку.
Дети должны знать, понимать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки (гласный, согласный, звонкий, глухой, мягкий, твердый).
Стоит задуматься, если:
- ребенок не называет первый звук в слове;
- ребенок не слышит заданный звук в слове;
- ребенок не называет звуки в слове по порядку.
Фонетические и фонематические дефекты — одна из причин возникновения у детей дислексии и дисграфии. Дети, у которых не сформирована звуковая сторона речи и фонематические процессы, могут смешивать звуки, сходные по артикуляции и звучанию. Это препятствует овладению новых навыков звукового анализа и синтеза, что впоследствии может способствовать возникновению дисграфии и дислексии. Если ребенок пропускает звуки, заменяет другими или искажает, значит, у него недостаточно хорошо сформирован фонематический слух. А это может привести к стойким нарушениям в письменной речи. Для преодоления этого дефекта необходимы специальные коррекционные занятия.
Сформированность лексико-грамматического строя речи:
- словарь ребенка должен составлять около 3500 слов. Дошкольник должен уметь классифицировать и обобщать предметы по группам (транспорт, одежда, посуда и т.д.). Активно использовать в своей речи антонимы, синонимы, а также различные части речи (существительные, прилагательные, глаголы, предлоги и др.);
- к семи годам ребенок должен уметь пользоваться различными способами словообразования и словоизменения (пирог из яблок — яблочный, чашка — чашечка…);
- согласовывать имена существительные и имена прилагательные (красное платье, красный автомобиль, ласковое солнце, ласковая мама), правильно употреблять относительные и притяжательные прилагательные (заячьи уши, лисий хвост…);
- уметь образовывать и использовать в речи слова со значением единственного и множественного числа;
- уметь правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях.
Стоит задуматься, если ребенок:
- неправильно образовывает множественное число имен существительных (ухи вместо уши, домы вместо дома…);
- неправильно употребляет окончания при согласовании (пять самолета вместо самолетов…).
Связная речь:
- уметь последовательно, связно, четко и точно формулировать основную мысль высказывания;
- владеть навыком полного и краткого пересказа, использовать в предложениях второстепенные и однородные члены;
- составлять предложения по опорным словам и картинкам;
- составлять самостоятельно рассказ (описание, рассказ по картине, из личного опыта).
Если попросить ребенка рассказать, что он видит на картине, то результаты могут оказаться весьма неожиданными для родителей. Одни дети могут с легкостью рассказать о событиях, составив большой и связный рассказ. Другие с трудом свяжут несколько предложений, возможно, даже с ошибками. Некоторые только и смогут, что перечислить предметы и явления.
Стоит задуматься, если ребенок смог только перечислить предметы и явления, изображенные на картинке (цветы, солнце, бабочка, дерево…)
Комментарии 0