Паузы в нашей речи


Монотонная, лишенная пауз речь быстро утомляет и нагнетает сонливость даже на самого внимательного слушателя. Паузы в публичном выступлении являются как нежелательными, так и напротив – необходимы для привлечения и удержания внимания. Несмотря на это, большинство начинающих ораторов боятся пауз и всячески стараются их избегать, заполняя неизбежно возникающие остановки в речи словами-паразитами и «мусорными» звуками. Такая манера речи, однако, лишь раздражает слушателя и уж точно не придает выступающему убедительности.

Функции паузы

Пауза – это не просто молчание, она имеет множество различных функций, что делает ее полноценным элементом речи. В частности, паузы могут использоваться с такими целями:

Привлечение внимания. Паузу следует делать в начале выступления, чтобы установить контакт с аудиторией и дать стихнуть разговорам в зале. Выдержав паузу перед речью, оратор может добиться полного внимания от своих слушателей.

Выделение важной информации. После фразы, в которой заключена ключевая для аудитории информация, необходимо сделать паузу, чтобы слушатели могли осмыслить сказанное. Также паузу можно выдержать перед важной информацией, что позволит акцентировать на ней внимание.

Отдых

Пауза – это также возможность отдохнуть и подумать, как для аудитории, так и для самого оратора. Продолжительное слушание речи, не говоря уж о ее произнесении, может оказаться довольно утомительным занятием, поэтому без отдыха здесь не обойтись. Без возможности немного отвлечься публика быстро перестанет слушать выступающего с должным вниманием, особенно если информация в его речи сложна для восприятия.

Разделение речи на части. В устной речи паузы соответствуют знакам препинания на письме. Большие паузы выдерживаются между абзацами, на двоеточиях и тире, маленькие – в конце предложений и на запятых. Также паузами следует разделять отдельные порции информации – так ее будет проще усвоить. Размер подобных порций необходимо варьировать: чем легче аудитория воспринимает сказанное, тем больше должны быть информационные блоки, и наоборот. Оптимальный размер – от трех до пяти слов, но допустимо и большее количество.

Демонстрация уверенности

Пауза в конце речи перед уходом с трибуны позволит продемонстрировать уверенность оратора в своих силах. В случае если слушатели останутся довольны речью, они выразят свое одобрение аплодисментами, но даже если аплодисментов не будет, пауза даст время, чтобы оценить реакцию аудитории.

Борьба со словами-паразитами

Паузы, как ни странно, помогают избавить речь от слов-паразитов и словесного мусора – тех самых «ну», «эээ» и «ммм», которыми начинающие ораторы пытаются заменить молчание. А делать этого как раз не следует – пусть паузы заменяют ненужные слова и звуки, и «мусор» из речи постепенно уйдет, избавив от необходимости постоянно контролировать его присутствие.

Упражнения на правильное использование пауз

Данные упражнения помогут, если вы:

  • говорите быстро и невнятно;
  • часто теряетесь в разговоре;
  • часто используете звуки типа «м-м» или «э-э»;
  • вас постоянно просят повторить сказанное.

1. Имеет смысл использовать упражнение «Я делаю паузу и дышу». Следить за темпом своей речи бывает достаточно трудно, поскольку вы к нему очень привыкли. Но если вы быстро ходите, едите и вообще все делаете быстро, почти наверняка вы и говорите слишком быстро. Чтобы научиться сознательно контролировать дыхание и паузы по ходу речи, используйте ситуации, когда читаете что-либо вслух детям или на собрании.

2. Высказываясь на какую-либо тему, попросите кого-нибудь из друзей или родственников, лучше всего человека, умеющего хорошо слушать, расставлять за вас паузы. Он должен говорить «пауза», а вы — выдерживать некоторую паузу. Пусть помощник делает это и в неожиданные моменты. Расстояние между паузами должно быть различным. Длина паузы должна зависеть от того, насколько быстро или медленно произносится слово «пауза». Паузы должны по возможности зависеть от содержания речи.

3. Делайте небольшие паузы перед тем, как высказываете какую-либо информацию. Например, «Меня зовут (мини-пауза) Джо Блоке». Люди склонны считать, что информация — это скучно, поэтому всегда стремятся поскорей с ней разделаться. Прежде чем представиться или назвать номер телефона, сделайте паузу, чтобы придать информации больше значения.


Понравилось? Поделитесь с друзьями!

Прочитали? Покажите вашу реакцию!

Мило Мило
1
Мило
Классно Классно
1
Классно
Ха-Ха-Ха Ха-Ха-Ха
0
Ха-Ха-Ха
Вот те на Вот те на
0
Вот те на
Ох! Батюшки! Ох! Батюшки!
1
Ох! Батюшки!
Печалька Печалька
0
Печалька
Тьфу Тьфу
0
Тьфу
Что за чёрт? Что за чёрт?
0
Что за чёрт?

Комментарии 0

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Паузы в нашей речи

Войти

Забыли пароль?

Back to
Войти
Adblock
detector