Малыши 4–5 лет совершенствуют навыки очень быстро, особенно если есть благоприятствующие такому развитию условия. Обязательной частью обучения детей в средней группе является вырабатывание умения связно и последовательно излагать мысли с помощью речи.
Для совершенствования речевых навыков малышей используются занятия по развитию речи в средней группе детского сада, которые разработали О.С. Ушакова, В.В. Гербова. Применяются также конспекты интегрированных уроков А.В Аджи, занятия по звуковой культуре Е.В. Колесниковой.
Содержание
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования
Для повышения качества и результативности обучения, обеспечения полноценного развития детей используется специальный стандарт ФГОС. Он вобрал в себя перечень требований к эффективности Программы обучения детей дошкольного возраста, её величине и условиям воплощения в жизнь. На основании ФГОС создана Программа обучения и смежные нормативы (затрат, финансового обеспечения, проведения аттестации работников).
Фундаментом для разработки стандарта послужила Конституция РФ, законодательство РФ и Конвенция ООН о правах ребёнка. Для учреждений или индивидуальных предпринимателей, работа которых заключается в предоставлении образовательных услуг ФГОС – обязательная составляющая.
ФГОС определил критерии овладения речью у детей:
- Расширение словарного запаса.
- Приобретение речевого навыка как приём коммуникации и культуры.
- Совершенствование звуковой и интонационной речи, умения правильно слышать звуки и узнавать их.
- Восприятие детских произведений на слух.
- Связная речь, грамматически верные диалоги и монологи.
Овладение речью представляет собой сложнейший и загадочный процесс с точки зрения психологии ребёнка и педагогики. Речевое развитие – это последовательная и целенаправленная работа педагогов. Применяются специальные методы обучения и собственные упражнения ребёнка, стимулирующие совершенствование речи.
Направления работы по развитию речи в средней группе
- Поощрение общения между детьми. Это способствует естественному формированию навыков.
- Обучение пересказывать прослушанные сказки, истории, произошедшие события, сюжеты просмотренных мультфильмов.
- Обсуждение изображений и картинок стимулирует развитие речи, логического мышления.
- Использование ролевых игр, как средства раскрепощения малышей.
Планирование детского обучения помогает эффективнее провести работу по формированию устной речи и умению общаться с другими людьми посредством речи. Фундаментом обучения является литературный язык. Итоговый план обучения должен соответствовать требованиям стандарта ФГОС дошкольного образования.
Перспективное планирование позволяет разработать наиболее эффективную стратегию обучения детей, ознакомления их с окружающим миром, воспитанию культуры общения и гигиены. Конспекты и проекты помогают реализовать программу обучения.
Для детей с особенностями развития применяется интегрированное обучение. В интегрированных группах работа проводится в следующих направлениях:
- Развитие.
- Коррекция.
- Социализация.
- Творчество.
Подобные группы требуют тщательной продуманной организации, так как уделять внимание одному ребёнку без ущерба для остальных сложно. Отношение родителей к инклюзивному образованию неоднозначное: имеет место страх, что дети станут копировать поведение особенных малышей, а также что они будут обделены вниманием, знаниями, а развитие будет на более низком уровне.
Пребывание в интегрированных группах учит детей видеть в человеке человека, а не совокупность стереотипов или черт характера. Малыши усваивают не сопереживание и сострадание, а адекватное восприятие сверстников с особенностями развития. Такого навыка недостаёт многим из родителей.
Методика развития речи в дошкольном образовании
Комплексное планирование занятий на определённую тему, конспекты, проекты содержат в своей основе наглядные, практические и дидактические методы совершенствования детской речи.
1 Словесные методы подразумевают чтение, пересказ, заучивание или обсуждение произведений литературы.
2 Практические методы представляют собой различные игры с детьми (хороводные, драматизации, дидактические), а также инсценировки, дидактические упражнения.
3 Наглядные методы это непосредственное (экскурсии) или опосредованное (рассматривание изображений, игрушек) наблюдение.
Конспекты и проекты по развитию речи
Валентина Гербова в своём пособии «Занятия по развитию речи. Планы и конспекты занятий» пишет, что общение в форме диалога, малыши осваивают в процессе коммуникации со взрослыми людьми, как с более опытными носителями родного языка.
Чтобы подтолкнуть ребёнка к активному общению нужно использовать подсказки в виде картинок, которые помогут малышу изложить в произвольной форме собственное видение предмета. Книги, автором которых является В.В. Гербова, дают примерные ориентиры планирования работы с дошкольниками.
НОД по развитию речи в средней группе предполагает переключение воспитателя с занятий на игровые действия. В последние годы в детских садах перспективное планирование образовательной деятельности обуславливает не учебный процесс, а игру. Потому слово «занятие» исключается при работе с малышами младшей и средней группы детского сада. Овладения навыками производится в процессе дидактической игры.
Дидактическая игра «Посуда»
В конспекте, В.В. Гербова предлагает выработать звуковую культуру произношения звуков «м» и «мь». Для этого используется дидактическое упражнение «Вставь словечко». Тренируется отчётливое произнесение звуков в словах и фразах, воспитывается индивидуальная выразительность, производится обучение образованию сходных слов.
В процессе работы рассматриваются изображения по теме «Посуда»,затем происходит открытое обсуждение. Воспитатель рассказывает историю «Мурка», читает стихи Г. Сапгира «Кошка» и предлагает детям обыграть стихотворение.
Дидактическая игра «Поможем Федоре»
Цель: обогатить словарный запас детей по теме «Посуда», развить грамматическое построение речи.
Инвентарь: изображение Федоры, три картинки, на которых нарисованы плита, буфет, стол; тридцать четыре небольших по размеру рисунка, где изображена посуда (по одному предмету).
Воспитатель показывает изображение Федоры детской группе и зачитывает отрывок из произведения Корнея Чуковского «Федорино горе». Затем кладёт на стол предметные картинки и спрашивает у малышей какая посуда сбежала от Федоры. Дети отвечают, например: от Федоры сбежала кастрюля, чашка, тарелка. Каждый из малышей подходит к столу и выбирает картинку, придумывая простые предложения о том, какая посуда ушла.
Дидактическая игра «Транспорт»
Картинки по теме «Транспорт» помогают активизировать и сделать богаче детский словарный запас, способствует совершенствованию диалогического речевого общения. Воспитатель во время занятия задаёт детям вопросы:
- Как одним словом назвать поезд, автобус, самолёт, велосипед, автомобиль?
- Какой транспорт предпочёл бы каждый из малышей?
- Почему они выбрали именно этот транспорт?
Педагог просит внимательно рассмотреть поезд, корабль, самолёт, автобус или любой другой транспорт, перечислить их элементы. Присмотреться к людям, находящимся рядом с транспортными средствами (стюардесса у трапа, водитель в кабине автобуса, пассажир у дверей вагона). Валентина Гербова своей разработкой «Транспорт» не только учит речевому взаимодействию. Эта детская игра – наглядная презентация средств передвижения.
Дидактическая игра «Одежда»
В процессе занятия, В.В. Гербова предлагает рассмотреть картину «Дети играют в кубики». На уроке дети учатся исследовать картину с сюжетом, определять тему изображения, уточнять действия и отношения персонажей. Вырабатывать чёткое произнесение звукоподражательных слов.
Происходит обсуждение картины, проводится дидактическая игра по теме «Одежда» (кто во что одет). Дети составляют рассказ своими словами с помощью педагога. В конце занятия следует дидактическое упражнение на звукопроизношение, дидактическая игра «Что изменилось».
Лото «Одежда»
Игра поможет закрепить у малышей знания об одежде, обогатить речь новыми словами.
Используемый материал: четыре листа бумаги – игровых поля, разделённые на 6 квадратов каждый. В квадрате нарисована одежда (по одному предмету). 24 карточки с рисунками, совпадающими с изображениями внутри квадратов (одежда – верхняя, брюки, блузки, носки).
Игрокам раздаются карточки. Ведущий достаёт из мешочка карточку и называет нарисованный на ней предмет. Кто из детей находит изображение на своём игровом поле, тот забирает карточку себе. Побеждает участник, который раньше всех закрыл карточками картинки на поле.
Дидактическая игра «Дикие животные зимой»
Цель: изучить среду обитания, внешний вид и жизнь диких животных, а также запомнить их названия. Усовершенствовать связность речи, грамматическое построение. Стимулировать расширение словарного запаса по тематике «Дикие животные». Привить любовь к живой природе.
Используемый инвентарь: снежинка, прототип зимнего леса, изображения и игрушки зверей, кукла Незнайка.
Предшествующая работа: рассматривание картинок, на которых нарисованы дикие животные и обсуждение.
Используются произведения В. Бианки, Е. Чарушина, Н. Сладкова, а также сказки и дидактические игры, в которых упоминаются дикие животные.
В процессе занятия, воспитатель просит детей назвать «зимние» слова, вспомнить стихотворения о зиме, а также перечислить какие дикие животные обитают в зимнем лесу. Незнайка загадывает малышам загадки о зверях; спрашивает, чем похожи все дикие животные; просит подробно описать лису, волка, зайца, белочку. Проводит игру «На водопой», в которой дети изображают походку разных зверей и игру «Кто в каком домике живёт».
В конце занятия Незнайка просит малышей повторить «чтобы он не забыл» всё, что они узнали. Воспитатель показывает изображения диких животных, а дети рассказывают о каждом из них (название, где живёт, как зовут детёнышей). Незнайка уходит, а воспитатель продолжает урок, спрашивая детей о том, как нужно вести себя в лесу.
- Приобретая навыки общения на родном языке, малыши еще до детского сада познают окружающий мир и самих себя; постигают нормы поведения в социуме; усваивают культуру народа, созданную предыдущими поколениями людей. Это говорит о важности совершенствования речи дошкольников с поддержкой родителей и воспитателей.
Всестороннюю помощь в формировании богатого словарного запаса, оказывают фонетики и грамматики речи. С их участием сформировались: перспективное планирование учебного процесса; конспекты и проекты дидактических игр; разумный трудовой вклад родителей в развитие ребенка.
Комментарии 0