Как проверить, развито ли логическое мышление у ребёнка? Вот несколько простейших заданий (конечно, нельзя их выполнять все сразу). Ответит малыш – хорошо, не справится – это тревожный звоночек, надо развивать его мышление.
Задание 1
Попросите своего ребёнка принести вам какую-нибудь вещь, например, красную косметичку со второй полки из другой комнаты. Но, во-первых, косметичка не красная, а синяя; во-вторых, лежит она не на второй полке, а на первой. Как ребёнок справится с заданием? Если найдёт, принесёт и сделает замечание: «Мама, ты всё перепутала, твоя синяя косметичка лежала на первой полке», — то это замечательно. Если найдёт синюю косметичку и будет спрашивать: «Мам, тут нет красной, есть синяя, её нести?», — то это тоже хорошо. А если будет долго отсутствовать, а потом придёт и скажет, что ничего не нашёл, значит, не смог проявить внимательность, сообразительность, наблюдательность, это плоховато.
Задание 2
Попросите ребёнка закончить фразу
- Если папа старше мамы, то мама … (младше папы)
- Если сестра ниже брата, то брат … (выше сестры)
- Зелёная коробка больше жёлтой, значит, жёлтая … (меньше зелёной)
- Если карандаш длиннее ручки, то ручка … (короче карандаша)
- Если заяц быстрее ежа, то ёж … (медленнее зайца)
- Если лента шире шнурка, то шнурок … (уже ленты)
Если ребёнок закончил все фразы верно, то это отлично. Если в половине из них ошибся, то это уже хуже. А если вообще молчал или говорил, что не знает, то это ещё один сигнал родителям.
Задание 3
Нужно представить ситуацию, в каких случаях это может быть?
1. Сегодня папа готовит обед, потому что … (мама допоздна на работе; мама приболела; сегодня на обед плов, а плов у папы получается лучше, чем у мамы и т.п.)
2. Мама обрадовалась, потому что … (я убрал квартиру; папа принёс ей цветы; она купила новое платье и т.п.)
3. Дедушка огорчился, потому что … (не мог найти свои очки; папа не купил его любимую газету; он не поехал на рыбалку, т.к. вторые сутки идёт дождь и т.п.)
Чем интереснее окончание фразы, тем лучше развито мышление ребёнка.
Задание 4
Вопросы с неоднозначными ответами
1. Можно ли мороженое пить? (Да, если оно растаявшее)
2. Можно ли по воде ходить? (Да, если она замёрзла и превратилась в лёд)
3. Все птицы летают? (Нет, есть нелетающие птицы: страус, пингвин, индюк)
4. Все яблоки сладкие? (Нет, есть кисло-сладкие, есть кислые)
5. Зимой всегда пасмурно? (Нет, зимой бывают солнечные дни)
Обязательно надо обращать внимание, как ребёнок объясняет свой ответ. Если отвечает полными предложениями, приводит доказательства, то мышление и речь малыша развиты отлично.
Задание 5
Выстроить логические цепочки и подумать над ответом.
1. Аня и Оля приготовили на новогодний утренник костюмы Мальвины и Белоснежки. Оля — не Мальвина. Какой костюм у Ани? (у Ани костюм Мальвины).
2. В семье 3 брата, у каждого одна сестра. Сколько детей в семье? (4)
3. У бабушки Маши внучка Даша, кот Пушок и собака Дружок. Сколько всего внуков у бабушки? (Одна Даша)
Если ребёнок долго думает, отвечает неверно, значит, пора развивать логику.
Как развивать логику?
Существует великое множество разных способов:
Интеллектуальные игры: шашки, шахматы, детское лото, детское домино, игры в слова, игры с числами (о них я писала в отдельных статьях)
Головоломки: всевозможные лабиринты, пазлы, кубики Рубика, пирамидки; сцепленные колечки, которые нужно расцепить; различные научно-исследовательские наборы.
Логические задачи. Многие задачи на логику придуманы тысячи лет назад, но до сих пор их решают с удовольствием, ведь искать остроумные ответы на такие хитроумные задачи забавно, весело и увлекательно, особенно, если решать всей семьёй.
Комментарии 0