Методы изложения материала
Структура лекции зависит прежде всего от метода преподнесения материала лекции, избранного лектором. Кратко охарактеризуем эти методы.
- Индуктивный метод – изложение материала от частного к общему. Лектор начинает речь с частного примера, случая, а затем подводит студентов к обобщениям и выводам.
- Дедуктивный метод –изложение материала от общего к частному. В начале лекции лектор выдвигает какие –то положения, а затем разъясняет их смысл на конкретных примерах, фактах.
- Метод аналогии –сопоставление различных явлений, фактов, событий. Обычно параллель проводится с тем, что уже хорошо известно слушателям.
- Концентрический метод –расположение материала лекции вокруг главной проблемы, излагаемой лектором. Лектор переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному и углубленному его анализу.
- Ступенчатый метод –последовательное изложение одного вопроса за другим. Рассмотрев какую –либо проблему, лектор уже больше к ней не возвращается.
- Исторический метод –изложение материала в хронологической последовательности: описание и анализ изменений, которые произошли в том или ином лице, предмете с течением времени.
Использование различных методов изложения материала в одной и той же лекции позволяет сделать структуру главной части лекции более оригинальной, нестандартной.
Лектору необходимо не только убедить в чем-то аудиторию, но и вызвать ответную реакцию. Для этого при работе над композицией следует продумать систему логических и психологических доводов. Логические доводы обращены к разуму слушателей, психологические –к чувствам. Самые сильные доводы используются в конце рассуждения (принцип усиления).
Приемы привлечения внимания аудитории
Чтобы привлечь внимание аудитории к лекции, используются различные приемы. Никогда, никакими словами нельзя заставить аудиторию познать мир через скуку. Назовем некоторые из этих приемов.
- Остроумие, вкус, умение пользоваться поговорками, пословицами, цитатами, яркими примерами из художественной литературы, фразеологизмами, которые помогают немногими словами сказать многое (прокрустово ложе, собака на сене, дары данайцев, одного поля ягод, блудный сын, подсадная утка, троянский конь, сизифов труд, эзопов язык, пиррова победа и т.д.), использование тропов и фигур делают речь живой и образной (по Аристотелю «Украшение мыслей») М.В. Ломоносов –блестящий лектор, оратор, теоретик красноречия писал: «Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению».
- Тайна занимательности: внимание слушателей получает толчок, когда лектор неожиданно для них прерывает начатую мысль, -и новый толчок, когда поговорив о другом, возвращается к недоговоренному ранее.
- Вопросно –ответный прием: лектор вслух раздумывает над поставленной проблемой. Он ставит перед аудиторией вопросы и сам на них отвечает, выдвигает возможные сомнения и возражения выясняет их и приходит к определенным выводам. При этом лекция превращается в диалог, живую беседу с аудиторией.
- Вводить в серьезную по содержанию речь элементы юмора.
- Демонстрация визуальных и аудитивных наглядных пособий.
- Стилизация под речь персонажа, о котором ведется повествование.
Перечисленные приемы позволяют сделать речь нарядной, но они не должны становиться самоцелью, каждый из них следует использовать в оптимальном количестве при непременно высоком качестве исполнения.
Комментарии 0