Что такое фонематический слух и как его развивать?


Существует две разновидности слуха: физическое — это способность слышать природные, бытовые звуки, музыкальный слух и речевое — это он же фонематический, т.е. умение слышать и различать звуки родной речи.

Наиболее важным периодом для развития речевого слуха является возраст до 2 лет. И если читать простые детские стихи, потешки, знакомить с песенками, много общаться с ребенком, можно незаметно для себя развивать его фонематический слух. К 4 годам ребенок различает все звуки, т.е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие. К 6 годам дети способны правильно произносить все звуки своего родного языка и слова различной слоговой структуры.

Почему так важно развивать фонематический слух?

Он нужен, чтобы правильно соотносить звук и букву, чтобы ребенок научился не только понимать речь и говорить, но и улавливать те особенности звуков, благодаря которым смысл одного слова отличается от смысла другого (отличать «мышку» и «мишку», «горку» и «корку»). Любой логопед при обследовании ребенка проверяет развитие его фонематического слуха, потому как это — важная составляющая успешного речевого развития. Нетрудно догадаться, что у детей с неразвитым фонематическим восприятием возникают огромные проблемы в школе.

От него зависит правильное произношение, умение грамотно выстраивать предложения и фразы, согласовывать падежные окончания, число и род различных частей речи. Кроме того, это и проблемы с формированием навыка чтения. Даже записать слово правильно будет невозможно, то есть сформируется стойкое нарушение правил графики. Эти недостатки мешают правильному пониманию речи как самим говорящим, так и слушающим.

С чего начать?

Начните с неречевых звуков, с различения тембра, силы, высоты речевого голоса. Вокруг так много всего интересного: шум листочков, машин, жужжание шмеля на полянке, пение птиц в парке, звук скрипящей двери и т.д. А еще на свете существуют прекраснейшие МУЗЫКАЛЬНЫЕ инструменты, которые можно использовать в своих играх с детьми. А показать первые музыкальные инструменты можно уже после 6 месяцев. Огромное удовольствие доставят МАРАКАСЫ, ТРЕЩОТКИ, БАРАБАНЧИКИ и БУБНЫ. А в 2 года ценитель прекрасного может сочинить свою первую мелодию с помощью ксилофона и металлофона или наиграть любимый мотив на дудочке.

Примеры игр

“Жмурки«. Ребенку завязывают глаза, и он двигается в сторону звенящего колокольчика, бубна, свистка.

“Громко-тихо». «А сейчас надо забить большой гвоздь — стучать сильно и громко». Отдайте крохе молоток, руководите игрой, повторяя: «Маленькие гвозди, большой гвоздь». Или можно использовать другие правила игры: когда вы стучите в бубен тихо — кроха изображает мышку, идущую мимо кота на цыпочках. А если вы стучите громко — ребенок превращается в слона и идет, громко топая. Стучите быстро – малыш бежит, медленно — идет еле-еле.

Повтори«. Серия звуков разных предметов (например, ложка, дудочке, барабан). Ребенок должен повторить ее.

“Где звучит». Определение звуков в пространстве. Взрослый отходит от ребенка в разных направлениях и звенит. Ребенок должен показать и объяснить, где издается звук (спереди, сзади, слева, справа, сзади вверху и т.д.).

“Быстро-медленно». Ребенку предлагается взять карточку с нарисованными в разном порядке длинными и короткими полосками и отбить ритм, показанный с помощью полосок длинные полоски — медленные удары, короткие — быстрые.

“Не ошибись». Ребёнку предлагается слушать звучание различных инструментов и выполнять задание: под барабан маршировать, под гармошку — танцевать, под бубен — бежать и т.д.

Повторяшка«. Здесь нам понадобится помощник — кукла, мишка, зайчик или другая игрушка. Ребенку предлагается передвигать игрушку на столько шагов вперед и в таком темпе, в каком педагог бьет по барабану (например: три коротких быстрых удара, два медленных, два коротких быстрых удара). Игрушка идёт, например, в садик, или машинка едет по дороге.

“Пальчики-мальчики». При помощи указательного и среднего пальцев изображать бег по столу в соответствии с воспринятым темпом звучания.

Это далеко не все игры, которые можно использовать в развитии фонематического слуха. Творите, развивайтесь, слушайте окружающий вас мир!


Понравилось? Поделитесь с друзьями!

Прочитали? Покажите вашу реакцию!

Мило Мило
1
Мило
Классно Классно
1
Классно
Ха-Ха-Ха Ха-Ха-Ха
0
Ха-Ха-Ха
Вот те на Вот те на
0
Вот те на
Ох! Батюшки! Ох! Батюшки!
1
Ох! Батюшки!
Печалька Печалька
0
Печалька
Тьфу Тьфу
0
Тьфу
Что за чёрт? Что за чёрт?
0
Что за чёрт?

Комментарии 0

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Что такое фонематический слух и как его развивать?

Войти

Забыли пароль?

Back to
Войти
Adblock
detector