Риторика была введена в дополнение к курсам русского языка во второй половине ХVIII века как самостоятельный учебный предмет. Именно риторика учила речи, по определению М.В. Ломоносова, — «о всякой предложенной материи… красно говорить и писать». А задача хорошо известного нам предмета «Русский язык» в то время состояла в том, чтобы изучить грамматику родного языка.
Начиная с конца ХIХ века риторика постепенно исчезает как самостоятельный предмет из образования. Основная причиной является, отрыв от реалий современной жизни, чрезмерное увлечение «красивостями» в ущерб содержанию речи, мертвая, схоластическая методика преподавания риторики. До сих пор люди, слыша внешне эффектную, но не содержательную речь, говорят: «Это все риторика».
Риторика помогает стать личностью
Риторика учит прорабатывать различные обстоятельства общения: учитывать, с кем говорит человек, для чего, когда и как — адекватному речевому поведению. Анализируя примеры успешного и неуспешного общения, создавая свои собственные высказывания при решении риторических задач, оценивая свою и чужую речь, люди развивают свои умения адаптироваться к изменяющимся вокруг них условиям жизни, рефлексировать по поводу речевого поведения.
Так, риторика помогает человеку стать личностью, которая совершает меньше ошибок в общении и тем самым пытается избегать стрессов. Риторика готовит человека к успешной работе в коллективе, когда требуется взаимодействовать с коллегами, искать решение проблемы вместе с сотрудниками и начальством и т.д.
Гуманитарное мышление
Риторика учит гуманитарному мышлению людей, привыкших делить весь мир на черное и белое, правильное и неправильное — учит искать различные варианты решения одной и той же задачи. (Например, как отказать, не обидев человека? Как отстоять личные убеждения, не поссорившись с оппонентом?) Тем самым риторика обучает позитивному отношению к людям, к миру.
Кроме того, она помогает осознавать некоторые нравственные ценности, в том числе связанные с общением, значением слова в жизни человека. Так, риторика учит: будь всегда внимателен к своему слову; помогай другим и словом, и делом; общайся так, как бы ты хотел, чтобы общались с тобой.
Риторика также учит различным умениям, характеризующим уровень функциональной грамотности, например, умению извлекать значимую информацию для себя из текста; выделять главное; интерпретировать и преобразовывать информацию, представляя ее в нескольких формах (схем, таблиц, диаграмм и т.д.); сжато пересказывать тексты; реализовывать такие тексты, как отзыв, реферат, доклад, и т.д.
Снижение уровня речевой культуры
Ни для кого не секрет, что в последнее время у нас происходит снижение уровня речевой культуры. Например, мы слышим неправильные ударения в речи дикторов, грубые слова в речи участников телепередач и радиопередач, наблюдаем некорректное речевое поведение в самых различных сферах общения. Риторика во многом воспитывает неприятие этих отрицательных явлений и тем самым способствует повышению речевой культуры у человека (а значит, и культуры вообще). Ведь культура, по мнению Ю.М. Лотмана, это то, как мы общаемся. Не случайно во всем мире при модернизации образования в центре оказываются вопросы коммуникативной компетенции. От коммуникативных умений во многом зависят и личные успехи человека, и успехи общества в целом.
Современная риторика, в центре которой общающийся человек, объединила в неразрывное целое разные знания о человеке из теории коммуникации, психологии общения, социологии, логики, семиотики и т.д. Таким образом, риторика учит нас общению на новом витке развития общества, в условиях открытости информационного пространства, колоссальных возможностей информационных технологий. Именно этим отличается современная риторика от той, которая преподавалась в ХVIII-ХIХ веках.
Хотелось бы подчеркнуть, что риторика не вписывается в существующий курс русского языка, не может быть его элементом, так как риторика отличается своими задачами, содержанием и структурой, а также различными специфическими методами и приемами преподавания.
Как показывает многолетний опыт, коммуникативные умения формируются только в результате целенаправленной и упорной работы, основанной на специальных методах и приемах. Эта работа может быть реализована только в рамках особого учебного предмета со своим содержанием, логикой изложения и технологией.
Комментарии 0