Аудитория — это ориентир докладчика, непосредственные получатели информации. В ходе выступления следует принимать во внимание ее реакцию. Поэтому одной из основных характерных особенностей ораторской речи является наличие «обратной связи» (реакция на слова оратора). В процессе выступления оратор имеет возможность наблюдать за поведением аудитории и по реакции на свои слова улавливать ее настроение, отношение к высказанному, по отдельным репликам и вопросам из зала определять, что на данный момент волнует слушателей, и в соответствии с этим корректировать свою речь. Именно «обратная связь» превращает монолог оратора в диалог, является важным средством установления контакта со слушателями.
Часто наблюдается на выступлениях спикеров следующая история:
Оратор вещает со сцены. Кто-то из зрителей отвлекся в телефон, зазевал или сделал что-то еще, кроме активного слушания выступающего. Заметив это, оратор тут же спешит на это отреагировать. Примеры странных реакций, от который я стремлюсь вас уберечь:
Содержание
1. Зритель зевает, а оратор уточняет у него: «Я говорю что-то скучное?»
Глупо, не правда ли? Человек может зевать по нескольким причинам: не хватает кислорода в помещении, не выспался, устал, скучает. И нет смысла гадать, по какой причине зевнул ваш зритель. Просто не отвлекайтесь и продолжайте свою речь. В случае, если это зритель продолжит много зевать, можете открыть окно в помещении или спросить, хорошо ли он себя чувствует. Но не стоит реагировать сразу.
2. Зритель залез в телефон и что-то там делает.
К сожалению, современный зритель таков, что порой и минуты не может прожить без проверки соц.сетей, почты или сообщений в мессенджере. Так или иначе большинство ваших зрителей уже имеют зависимость от смартфона. Как поступить? Просить не пользоваться телефонами во время вашей речи некорректно т.к. вы не знаете, на сколько люди обязаны быть на связи по своим профессиональным делам. А реагировать негативно на отвлечение на смартфон означает создавать неприязнь зрителя к вам. Все, что вы можете делать в подобной ситуации — применять техники привлечения внимания публики.
Примеры техник, чтобы удерживать внимание публики
- Смена действий на сцене (начать перемещаться или наоборот остановиться)
- Акцентировать голосом, паузами важные моменты
- Использовать интересные слайды или видео-ролики
- Задавать вопросы публике
- Использовать wow-факты, которые цепляют внимание.
ВАЖНО! Не трогайте зрителя. Позвольте ему самому решить, что важнее: Вы или что-то другое.
Ваша задача лишь повлиять на то, чтобы выбор зрителя пал на вас.
Если рассматривать публичное выступление с социально-психологической точки зрения, то это не просто монолог оратора перед аудиторией, а сложный процесс общения со слушателями, причем процесс не односторонний, а двусторонний, то есть диалог. Взаимодействие между говорящим и аудиторией носит характер субъектно-субъектных отношений. Та и другая сторона являются субъектами совместной деятельности, сотворчества, и каждая выполняет свою роль в этом сложном процессе публичного общения.
Комментарии 0