Формирование речи начинается сразу после рождения. Да-да! Новорожденный учится воспринимать и понимать родителей, слышать и слушать, воспроизводить звуки (гуление), лепетать.
Первая улыбка− это тоже речевое развитие, ведь для малышей до года свойственно эмоциональное жестовое общение с помощью движений, мимики. А после года наступает пора, когда ребенок может не только показать, но и пытается вербально объяснить, что ему нужно.
Развитие речи ребенка
Нейротипичный двухлетний ребёнок уже в состоянии говорить короткими фразами из 2–4 слов, может самостоятельно задать элементарный вопрос, например, «Что это?». Он по собственной инициативе обращается к сверстникам и знакомым взрослым, пользуясь тем активным словарём, который ему доступен.
Несовершенство произносительной стороны речи малыша в 2 — 3 года – закономерное явление. В этом возрасте дети пока ещё произносят неправильно большинство звуков, пропускают звуки при произнесении слов и отдельные слоги при произнесении многосложных слов, смягчают согласные звуки. Голос некоторых детей ещё тихий и слабый, даже простые слова они произносят невнятно, и это тоже вариант нормы. Слова в их предложениях часто не согласованы, фразы построены неправильно. Неумение формировать правильные грамматические формы – это норма данного возраста.
Если ребёнок в 2 года не говорит или говорит очень мало, в основном используя отдельные вокализации, звукоподражания или лепетные слова, не стоит спокойно ждать внезапного скачка речевой активности.
Даже если речевое отставание обусловлено генетической предрасположенностью, стоит обратиться к специалисту для предварительной оценки нормы /патологии. До 3 лет коррекция речевых нарушений не требует больших временных и материальных затрат, после этого срока что-то исправить уже гораздо сложнее.
Особенно внимательно стоит отнестись к речевой задержке в 2-2.6 года, если в анамнезе имелись следующие факторы:
- родовая травма;
- асфиксия/ гипоксия в родах;
- нейроинфекции, частые простуды, грипп, перенесённые в раннем детстве;
- черепно-мозговая травма у ребёнка;
- несовпадение с матерью по резус-фактору;
- социальная депривация (ребёнку уделялось мало внимания, имеется дефицит общения).
Речевое отставание в 2 года может быть у гиперопекаемых детей, когда у них нет повода для использования речи, а также у детей, растущих в семьях с малоговорящими родителями.
Почему важно показать ребенка специалисту?
Если ребёнок в 2 года не разговаривает по причине бедной речевой среды, задержку речевого развития можно компенсировать самостоятельно в короткие сроки.
Если же недоразвитие речи было вызвано функциональными нарушениями центральной нервной системы, коррекцией речи должны заниматься специалисты – невропатолог, психоневролог, логопед, психолог, дефектолог.
Обязательно стоит показать ребенка 2-2.6 лет специалисту, если:
- малыш не обращается к взрослым, при необходимости ограничивается жестами или мимикой;
- ребенок общается на «своём» языке, ему не важно, что его не понимают;
- речь малыша отстаёт на несколько периодов речевого развития, например, имеются только лепетные слова и звукоподражания;
- ребёнок не может выполнить просьбу взрослого, если она не сопровождается жестами;
- у малыша не развита мелкая моторика, он неловок, берёт мелкие предметы несколькими пальчиками, а не двумя;
- речь была, а потом исчезла;
- ребёнок называет одним лепетным словом разные предметы.
Среди НЕ специалистов бытует неверное мнение, что к логопеду нужно вести ребёнка после 4,5–5 лет. Это утверждение истинно лишь отчасти, для коррекции фонетического недоразвития речи у говорящего дошкольника, когда к пяти годам отдельные звуки могут появиться самостоятельно, и исправлять их не придётся. Если же ребёнок не говорит в 2 года, нарушение имеет другой механизм развития, и коррекционные приёмы здесь применяются совершенно другие.
Комментарии 0