Мнемотехника – это совокупность приемов, с помощью которых расширяют память и учат запоминать нужную информацию. Методы мнемотехники рассчитаны на возникновение ассоциаций.
Мнемотехническое правило запоминания информации интересно даже для детей в ДОУ, поэтому в детских учреждениях обычно есть картотека мнемотехнических упражнений.
Содержание
Мнемотехника для дошкольников
Мнемотехнические приемы работают путем перехода информации в образы. Образы бывают слуховые, зрительные и графические. Упражнения способствуют развитию памяти, интеллекта, внимательности и речи у дошкольников.
Приемы мнемотехники в детских садиках осваиваются ребятами постепенно. Сначала разучиваются простые мнемонические приемы, затем переходят к сложным упражнениям. Это работает по схеме:
- Ребятам показывают мнемоквадраты, которые представляют собой несложное изображение. Каждое изображение обозначает слово, словосочетание или же несложное короткое предложение.
- Далее, дети осваивают мнемодорожки, это коллаж, состоящий из четырех несложных изображений. Ребята учатся составлять истории, опираясь на него.
- Мнемотаблицы – сложные упражнения для развития детей. Мнемотаблицы составлены так, что по ним воспроизводятся рассказы.
Мнемотаблицы являются важными составляющими образной визуализации информации, поэтому на них остановимся подробнее.
Используя мнемотаблицы в детском саду, воспитатели учат детей запоминать стихи, подбирать рифмы к словам. Упражнения на заучивание стихов являются мнемотехническими, если информация подается малышам как игра. Таблицы составляют воспитатели, психологи или родители, но когда малыш уже научился выполнять упражнения, ему нужно пробовать составлять таблицы самостоятельно. Когда детей мотивируют составлять таблицы, они, кроме речи и памяти, развивают воображение, что актуально для учебы в школе.
Мнемотаблицы в детском саду бывают:
- Таблицы с алгоритмами, которые показывают последовательность мытья рук, умывания, одевания, приема пищи.
- Таблицы, которые рассказывают истории.
- Таблицы, настроенные на разучивание стихов или других материалов.
Мнемонические приемы в детском саду:
- Для развития воображения покажите малышу мнемотаблицы, по которым он составит собственный рассказ или сказку.
- Практикуйте заучивание стихотворений, используя мнемотаблицы.
- Игра для развития логического мышления детей: дайте детям карточки с изображением предметов и попросите распределить каждый предмет в группу (предметы, связанные со строительством, кулинарией, спортом).
После этих упражнений предложите детям нарисовать картинки по вашему рассказу.
Мнемоническое правило
Мнемотехника является сложной разработкой психологии, поэтому она работает по правилам. Итак, мнемонические правила:
- Мнемотаблицы для детей без подготовки сложны. Начинайте с мнемоквадратов.
- Предлагайте цветные таблицы. Черно-белые рисунки не вызывают интереса детей.
- Таблицы не должны содержать больше 9 рисунков, потому что для детей это сложно.
- Не предлагайте детям более 2 мнемотаблиц в день.
- Память не развивается, если таблицы относятся к одной тематике.
Использование мнемотехники важно не только в детском саду. Родители также должны обратить внимание на развитие детей дома.
Владимир Козаренко «Мнемотехника шаг за шагом»
Владимир Козаренко – автор книги «Мнемотехника шаг за шагом». Козаренко не просто разработал приемы запоминания информации, этот учебник мнемотехники развивает феноменальную память.
«Мнемотехника шаг за шагом» Козаренко состоит из пяти отдельных курсов, которые связаны между собой. Все методы для развития памяти начинаются с несложных, постепенно усложняясь и требуя большей концентрации.
Учебник мнемотехники Козаренко полезен для людей, которые изучают английский язык, потому что он содержит пособие, помогающее запоминать иностранные слова. Книга Козаренко рассчитана на людей, которые изучают английский язык самостоятельно или берут уроки в группах.
Книга охватывает такой объем информации, который другие книги не способны охватить. Вы научитесь концентрировать внимание, развивать память, воспроизводить информацию своими словами, усовершенствуете английский язык, настроите память на запоминание чисел.
Виды мнемотехники
Что такое мнемотехника и для чего она нужна, мы разобрались. Но существуют такие виды мнемотехники:
- Классическая – развитие памяти происходит с использованием зрительных образов.
- Педагогическая – более легкий способ запоминания. Зрительных образов в нем присутствует мало, но она предполагает использование постоянных повторений материала, переписывания информации в тетради, заучивание конспектов. Так развивают память в большинстве учебных заведений, но в ДОУ этот метод не практикуется.
- Цирковая – игра для развития памяти с использованием жестов, мимики, интонаций. Это игровая методика, она предполагает наличие хитростей, известных только педагогу и ученику.
- Спортивная – память развивается с помощью запоминания чисел.
- Современная – подразумевает изучение больших объемов информации. Техника рассчитана для развития памяти у людей, которые нуждаются в запоминании точной информации.
Мнемотехника для произношения звуков
Развитию речи нужно уделять отдельное внимание, потому что правильное произношение звуков важно для социализации детей. Кроме того, развитие связной речи важно не менее, потому что ребенок способен грамотно мыслить, но важно уметь выражать мысли. Использование мнемотехники возможно для развития речи и правильного произношения звуков.
Для формирования связной речи и правильного произношения звуков нужно показать детям схематическое изображение звуков. Работа с детьми проходит в последовательности:
- Согласование знаков с детьми. Ребята должны быть согласны с образами на бумаге.
- Обучение детей правильному произношению звуков с использованием картинок.
- Создание связной речи с помощью заучивания стихов по картинкам.
Чтобы развитие связной речи не было сложной задачей, одновременно нужно проводить занятия, на которых ребята пополнят словарный запас. Если этого не делать, то рассказ по картинкам не покажет связной речи, дети просто будут практиковаться в произношении звуков.
Правильное произношение звуков и развитие связной речи тесно взаимосвязаны. Они формируют личность ребенка. Если малыш в ДОУ развивает умственные способности, то в школе ему не будет сложно.
Для автоматизации звуков в связной речи детей, конечно, лучше всего обратиться к логопеду. Но врачи тоже используют мнемотехнические приемы, поэтому занимайтесь с ребенком дома, чтобы закрепить результат.
В автоматизации звуков в связной речи самое трудное – заинтересовать ребенка. Он не понимает, что ему надо работать, поэтому не заставляйте его. В противном случае малыш потеряет интерес и обучение не будет эффективным. Занимайтесь с ним по его желанию, тогда процесс обучения принесет плоды.
Мы разобрались, что такое мнемоника для автоматизации звуков, развития связной речи, памяти, мышления и внимательности. Главное правило при выполнении упражнений – регулярность. Занимайтесь с ребенком систематически, чтобы упражнения действительно повлияли на память и мышление ребенка.
Какую литературу можно приобрести для изучения мнимотехники.
Хотелось бы таким образом выучить итальянский язык
Хотелось бы лучше запоминать даты, исорические названия,