Словосочетание «выразительное чтение» активно начало употребляться в середине XIX века и подразумевало искусность художественного слова и дисциплину обучения этому умению детей. Выразительное чтение представляет собой мастерство отображения в слове ощущений и размышлений, которыми наполнен высокохудожественный труд, выказывание индивидуальной оценки исполнителем творчеству автора.
Выразительное чтение подразумевает декламацию на память или прочтение по книге с выдерживанием принципов литературного произношения. При этом наиболее полно выражается образная и идейная суть произведения. Выразительное чтение употребляется как приём обучения языку.
Содержание
Критерии прочтения
Чтение характеризуется четырьмя критериями:
- Беглость – это быстрота прочтения. Определяет восприятие (понимание) прочитанного текста. Обычно беглость измеряется количеством прочитываемых слов или знаков в минуту.
- Правильность подразумевает неторопливое воспроизведение без переиначивания сути литературного сочинения.
- Сознательность – это понимание авторской идеи, осмысливание художественных методов, с помощью которых воплощена идея, уяснение собственного отношения к произведению.
- Выразительность прочитывания образуется во время анализирования литературного произведения.
Прочесть текст выразительно означает отыскать способ посредством устной речи правдиво и точно передать замыслы и ощущения, заложенные в сочинении. Такое средство передачи – интонация.
Интонация представляет взаимодействие составляющих устной речи (темп, звучание, ударение, ритм, паузы). Составляющие поддерживают друг друга. Взаимодействие между ними порождается содержанием и эмоциями текста, целью, которую автор ставит перед чтецом.
Характеристика принципов обучения выразительному чтению
Принцип выразительного чтения – постижение художественной сути и замысла сочинения. Важно выявить, в какой степени текст ясен слушателям. Сделать чтение действенным поможет осознание задачи, цели, которая преследуется при чтении. Успех передачи произведения во многом зависит от красоты, грамотности, яркости речи чтеца. Содержание позволяет точно выявить, какие средства применять, передавая текст.
Выразительное чтение подразумевает упорную, трудоёмкую работу над средствами передачи замысла, чувств и содержания произведения. Важно правильное дыхание, отчётливость произношения звуков, навыки верной передачи эмоций посредством речи.
Выразительное чтение подразумевает употребление средств яркости, таких как:
- Интонация.
- Логическое ударение.
- Пауза.
- Темп.
- Высота и сила голоса.
Интонация
Значимость интонации и её элементов при чтении очень велика, поэтому при формировании речевой выразительности следует особое внимание уделить развитию интонационной яркости.
Компоненты интонации:
- Сила, которая проявляется в ударениях и обуславливает динамику устной речи.
- Направление, предопределяющее мелодичность речи и выказываемое в следовании голоса по звукам с различной высотой.
- Оттенок или тембр, обуславливающий эмоциональную окраску.
- Скорость, которая выражается в продолжительном звучании речи и паузах. Предопределяет ритм и темп речи.
Декламация литературного труда преподавателем, школьником и актёром отличаются, так как условия выразительности для них различны. Актёр в совершенстве владеет голосом и другими средствами, а также имеет возможность основательной подготовки к прочтению. К школьнику предъявляются другие требования. Просматривая видео выступлений профессиональных чтецов можно научиться читать произведение с правильной интонационной окраской.
Принципы выразительного прочтения
Правила выразительного чтения представляют собой комплекс рекомендаций, помогающих быстро и эффективно развить навыки литературного чтения у школьников. Памятка по чтению направлена на вырабатывание культуры обращения с книгой, содержит рекомендации о подготовке и правильности прочтения.
Урок выразительного прочтения должен вызывать интерес к литературному творчеству, воспитывать любовь к образному слову.
Советы родителям по формированию читательского интереса у ребёнка
- Следует приобретать для ребёнка книги, красочно оформленные с увлекательным содержанием.
- Важна не продолжительность чтения, а периодичность. То есть лучше читать много раз по 15 минут, чем один раз полтора часа. Режим чтения для ребёнка предпочтителен щадящий – прочитал три строчки, отдохнул.
- Для формирования привычки общения с книгой нужно читать ребёнку ежедневно.
- Прочитанное произведение необходимо обсуждать в кругу семьи, рассказывать ребёнку об авторе.
- Вспоминая произведение нужно немного переиначить текст, это поможет понять, хорошо ли ребёнок запомнил содержание.
- Советуйте ребёнку произведения своего детства, делитесь впечатлениями о них.
- Приобретайте книги понравившихся ребёнку авторов, создавайте его собственную библиотеку.
Через много лет, уже во взрослой жизни книги у ребёнка будут ассоциироваться с близкими и дорогими людьми, с теплом родного дома.
Памятка родителям
- Чтение – это вход в мир знаний, это гарантия успеваемости ребёнка в школе.
- Ребёнок полюбит книги только благодаря совокупным стараниям школы и семьи.
- Ознакомьтесь с главными требованиями выразительного, беглого, осознанного чтения.
- Рекомендательный список поможет подобрать книги для ребёнка.
- Собственная детская библиотека позволит обмениваться книгами с друзьями, что будет способствовать повышению интереса к чтению.
Рекомендуемая детская литература
Знание произведений детской литературы и творчества детских писателей и поэтов облегчает родителям выбор книг для ребёнка. Подобное знание также является незаменимой составной частью профессионализма и компетенции учителя или воспитателя, специалиста, работающего с детьми.
Ознакомить родителей и педагогов с произведениями литературного творчества детских поэтов и писателей призвана дисциплина «Детская литература с практикумом по выразительному чтению». Целью предмета является усовершенствование навыков анализирования детских литературных произведений, рассматривается значимость литературного чтения в становлении личности ребёнка.
Структура дисциплины «Детская литература с практикумом по выразительному чтению» представляет собой исторический, хронологический способ преподнесения материала по литературе для детей. Также сюда входит логически обоснованный практикум по выразительному чтению.
Руководство по чтению для ученика
Рекомендации по прочтению для школьников помогут быстро и эффективно научиться читать текст и стихотворения выразительно, обучат работать с книгой.
Памятка №1: Правила прочтения
- Уделять чтению необходимо не менее четверти часа в день, расположившись удобно, желательно не лёжа.
- Если читать при включённом телевизоре или музыке, понять, о чём текст будет трудно. Поэтому следует выключать телевизор, музыку, убирать все отвлекающие внимание предметы.
- Торопиться при прочтении и концентрировать внимание на времени не нужно, иначе смысл текста или стихотворения останется непонятым и ускользнёт.
- Необходимо делать перерывы, паузы, физкультминутки.
- Нужно анализировать действия и поступки героев произведения, делать для себя выводы. Обсуждать прочитанное с друзьями.
- Отмечать место, на котором чтение было прервано, положив закладку между страницами.
- Занимательную и интересную информацию можно выписать в блокнот. В будущем она пригодится.
Памятка №2: Выразительное чтение
Выразительное чтение невозможно без понимания смысла содержания произведения.
- Придерживаться правильного темпа и ритма при чтении. Торопливость здесь не нужна.
- Дикция — произношение должны быть внятными, громкими, отчётливыми.
- Обязательно делать паузы, если встречаются знаки препинания.
- С помощью логического ударения выделять ключевые по смыслу слова литературного произведения.
- Стихи или текст, при прочтении должны иметь эмоциональную окраску.
- Обязательно понимание содержания читаемого стихотворения или прозы.
Памятка №3: Правильная работа с книгой
Умение правильно работать с книгой, обрабатывать информацию из печатных источников, имеет исключительное значение для учеников старших классов. Неумение действовать с книгой отразится на успеваемости в школе, так как домашние задания, работа в классе будут отнимать много времени. Такое положение дел приведёт к тому, что ученик будет уставать, при этом способность усваивать знания снижаться.
- Нужно выработать умения правильного, беглого, осмысленного чтения.
- Выразительное чтение. Прочитать текст или стихи, определить основной замысел творения, найти отдельные элементы в содержании и их смысловую значимость, прочитать ещё раз.
- Определить хронологический порядок действий литературного произведения.
- Внеклассные занятия предполагает ведение дневника прочитанных произведений, использование списка книг, рекомендованных учителем, навык записи данных о произведении с титульного листа.
Выразительная декламация стихотворения
Поэзия наилучшим образом даёт понимание ребёнку сути выразительного чтения. Когда хороший чтец декламирует давно знакомые стихи или текст, слушатели начинают понимать их по-новому. Они проникаются настроением человека, произносящего слова.
Актёры, благодаря таланту, знаниям и профессиональным навыкам читают стихи, завораживая публику. Внимательно просматривая видео выступлений известных артистов можно позаимствовать интересные приёмы чтения стихов и прозы.
Урок литературы в школе призван вызывать интерес к художественному, образному слову, воспитывать любовь к книге. Выразительное чтение – важный навык, позволяющий донести до слушателей замысел произведения, его идейное содержание. Раскрыть тончайшие нюансы чувств, переживаний ощущений героев художественного текста или стихов. Найти способ проникнуть в самое сердце слушателей читая текст, помогут видео выступлений профессиональных чтецов.
Комментарии 0