Малыши любят разговаривать. Это связано с тем, что они стремятся узнать о мире как можно больше. Дети повторяют слова за взрослыми, обогащая словарный запас и стараясь запомнить как можно больше слов.
Опытными специалистами разработаны специальные игры для обучения детей. Они направлены на развитие речи и, как правило, в эти упражнения играют в дошкольных учреждениях (ДОУ). Но каждая игра подбирается с учетом возрастных особенностей. Мы предлагаем изучить, в какие игры следует играть с младшей, средней и старшей группой ДОУ. Картотека словесных игр представлена многообразием выбора.
Содержание
Игры для младшей группы доу
Если подобрать словесные игровые методы для компании маленьких правильно, они помогут в развитии речи и пополнении словарного запаса. С детьми младшей группы стоит поиграть в такие забавы:
- Расположитесь в компании малышей и разучите с ними, как кричат домашние птицы. Например, куры –ко-ко-ко, гуси – га-га-га, утки – кря-кря-кря. Разделите детей на группы, каждая группа будет отвечать только за одну птицу. Называйте птицу, а дети, к которым она относится, будут кричать соответствующие слова.
- Научите ребят объединять предметы в группы. Например: апельсин, яблоко, банан – фрукты, тарелка, чашка, вилка – посуда. Теперь попросите детей назвать одним словом овощи, одежду. Включите фантазию.
- Попросите каждого участника назвать, какие предметы и каких людей он видит перед собой, за ним или рядом с ним. Так ребята научатся управлять пространственным воображением.
- Соберите фотографии мам ребят группы. Каждый выбирает фотографию только своей мамы, после чего рассказывает о ней.
Игры не только поспособствуют развитию речи, но и пробудят логическое мышление, что пригодится в старшем возрасте. Словесное творчество дошкольников в компании направлено на получение базовых знаний об окружающем мире.
Игры для средней группы доу
Дети средней группы любознательны и заинтересованы в изучении новых явлений. Они продолжают познавать окружающий мир, но уже опираясь на достижения прошлых лет. Ребята способны группировать предметы по признакам и знают, как эти признаки выделять.
Игры по развитию речи и внимания для средней группы основаны на побуждении малышей самостоятельно искать ответ на заданный вопрос. Занятия подразумевают, что ребенок уже практиковался на более легком материале, и выполнит задания сложнее. Итак, игры для средней группы:
- Выберите одного из ребят. Пусть он выйдет из комнаты, а остальные придумают действие (танцевать, писать, умываться, плавать, бегать и т. д.). Дети не просто придумывают, они должны суметь показать его. Когда ребенок входит обратно в комнату, они произносит слова: «Что вы делали?». Остальная компания ему отвечает: «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем», после чего показывает ему это действие. Когда он угадывает, назначают другого ведущего.
- Разделите малышей на группы. Каждая группа строит себе жилище из подручных средств. Воспитатель подходит к домику и спрашивает: «Кто в домике живет?». Ребята отвечают, изображая звуки животных. Например, мяу, гав, кря, хрю, ко и т. д. Чем больше животных, тем больше групп. Когда игра проходит впервые, не меняйте детей ролями, они запутаются и забудут, какое животное нужно изображать.
Эти игры комбинируйте с играми для младшей группы, в которые дети уже играли. Это способствует повторению и усвоению материала, развитию памяти.
Игры для старшей группы доу
Назначение игр для старшей группы отличается от предыдущих. Они направлены на выработку у ребят самостоятельного мышления, работоспособности, подготовку к длинным мыслительным процессам, развитие правильной речи. Для этой цели используются дидактические игры:
- Назовите овощ, спросите: «Что съедобно?». Малыши отвечают, какую часть этого овоща можно есть. Обычно называют вершки или корешки.
- Чтобы расширить словарный запас, назовите одно слово, например, овощи. Бросьте мяч одному из детей. Он называет несколько слов (яблоко, груша, апельсин), которые входят в группу овощей, и бросает мяч обратно. Проработайте с каждым ребенком в группе.
Дидактические игры по развитию трудоспособности подготавливают детей к самостоятельности, которая понадобится при поступлении в школу и для продолжения дальнейшего обучения.
Словесные ролевые игры
Ролевые дидактические игры направлены на глубокое познание детьми определенной жизненной отрасли и развитие речи. Таких упражнений можно придумать много, но без участия взрослых ничего не получится. Приведем пример ролевой игры с детьми.
Воспитатель, одетый как шеф-повар, входит в комнату, и говорит детям, что у него много дел, а помощников нет. Ребята соглашаются помочь и идут на кухню. Здесь предложите детям выполнить следующие задания:
- Назовите продукт, попросите ребят определить, где хранится этот продукт (на столе, в холодильнике, в морозилке).
- Попросите детей разделить посуду на кухонную и столовую.
- Завяжите им глаза и попросите на вкус определить, какой продукт вы им дали.
- Покажите малышам продукт, попросите назвать, какое блюдо можно из него приготовить, какие витамины содержатся в продукте.
Придумайте вопросы и задания в зависимости от ваших возможностей. Главное – направить детей на работу, заинтересовать в выполнении заданий.
Методы ролевых игр используются и для развития речи взрослых людей. Игры для взрослых используются, если вы хотите в игровом процессе расслабиться, развить внимание, память и речь.
Комментарии 0