Ораторское искусство — это не только про лидерские качества. Мастерство оратора заключается в заинтересованности слушателя, верной подаче информации. Форма и содержание речи, играют одинаково важную роль: что и как вы говорите имеет значение.
Важно научиться этому мастерству как можно раньше. В школах не учат профессии оратора. Но риторика, как наука присутствует в некоторых учебных заведениях. Чтобы овладеть этим навыком обычно уходят годы. Нужно научиться структурировать информацию, знать приемы и техники ораторского выступления. Конечно, не обойтись без практики. Все полученные знания нужно внедрять в жизнь.
Содержание
Где и кому пригодится ораторское искусство
“Красноречие складывается из многих знаний и стараний” — писал Цицерон. Еще в древности оно играло важную роль, особенно в воинской профессии. Навык убеждения, умения повести за собой массы, вселял в людей уверенность и помогал армии одерживать победы.
Знание основ и умение владеть ораторским искусством не ограничивается только публичными выступлениями. Правильно излагать свои мысли и доносить нужную информацию до собеседника должен уметь каждый.
Чаще всего такие знания нужны при ведении переговоров, на деловых и личных встречах, при прохождении собеседований. Руководители компаний, имеющие в своем подчинении других сотрудников, просто обязаны уметь повести за собой коллектив. Это способствует сплоченности команды и приводит к лучшим результатам в работе всей фирмы. Менеджеры, занятые в сфере обслуживания клиентов, также должны знать приемы ораторского искусства. Наладить общение, повысить продажи, удержать покупателя — все это возможно с применением разговорных техник.
В личных отношениях умение общаться стоит чуть ли не на первом месте. Женщина должна уметь поддержать мужчину, вдохновлять его на подвиги. В свою очередь партнер, зная как преподнести информацию, сможет заинтересовать и привлечь к себе внимание противоположного пола.
Успех в любовных и деловых отношениях, а также возможность находить новых друзей, придет к вам со знанием техник и приемов ораторского искусства.
Как развивать ораторское мастерство
Новички часто испытывают неловкость и дискомфорт при публичных выступлениях. Это говорит о недостатке знаний и неуверенности в себе. Но ораторское мастерство можно развить, как и любой другой навык. Только его нужно регулярно практиковать и совершенствовать.
Основные правила риторики, которые влияют на постановку речи и ее качество:
- ясность — это понимание публики, о чем говорит выступающий, т.е. умение излагать вещи простым языком;
- объективность — информация должна быть правдивой и непредвзятой;
- коммуникативная целесообразность — использование средств языка в конкретных условиях беседы в соответствии с ее целями;
- образность — живость, наглядность, красочность в речи, которую можно привнести путем приведения примеров из жизни и сравнений;
- лаконичность — краткость подаваемой информации, но при этом она должна оставаться информативной и содержательной;
- комический эффект — использование в выступлении элементов шуток, сарказма, иронии, гротеска, сатиры;
- неожиданность — “оживляющий эффект” в речи, новая оригинальная информация для слушателя;
- стиль — должен подбираться под вид выступления, но всегда стоит избегать пафосных высокомерных речей, общение не должно быть вульгарным и пошлым;
- насыщенность — умение чередовать в выступлении простые вещи со сложными терминами и формулировками.
Советы и рекомендации
Если у вас небольшой словарный запас, ограниченный лексикон, то нужно просто начать разговаривать. Можно вести диалог самим с собой, или взять предмет и описать его словами на протяжении 5 минут. Постепенно увеличивать время и рассказывать обо всем, что видите вокруг.
Много людей в своей речи употребляют “слова-паразиты”. Как правило, это возникает от того, что они взволнованы, им нечего сказать, они задумываются. Поэтому, научитесь контролировать свою речь, не спешите, подумайте, о чем будет следующая фраза.
Обратите внимание на темп речи. Слишком быстрый разговор не даст уловить смысла, а слишком медленный — заставит слушателя заскучать.
Речь не должна быть сухой, такого оратора слушать не интересно. Добавляйте цитаты, поговорки, шутки, если это позволяет обстановка. Уместный юмор поможет снять накопившееся напряжение.
Хороший оратор должен быть начитанным. Чтобы иметь большой словарный запас, быть эрудированным, уметь анализировать информацию нужно больше читать: информационные статьи, фантастику, научную литературу, книг по бизнесу и т.д.
Движение тела, мимика, жесты также участвуют в разговоре. В совокупности с речью, они дают представление об ораторе, его способностях.
Со временем и постоянными тренировками, вы заметите как изменилась ваша постановка речи. К вам станут прислушиваться и следить за вашими высказываниями.
Обратите внимание, какие ошибки допускают новички, и старайтесь избегать их в своей речи:
- слишком быстрая и медленная речь;
- извинения и оправдания;
- суетливость, волнение;
- монотонность, нет желания разговаривать;
- монолог, чаще всего необходимо задействовать собеседника
Основные приемы ораторского искусства
Есть люди, которые от рождения могут повести за собой массы. Они с легкостью вещают на большие аудитории и могут настроить любого человека под свои убеждения. Но ораторскому искусству можно научиться. Нужно только освоить некоторые приемы.
Условно приемы разделяют на несколько видов:
- Тропы — это своего рода сравнения, которые помогают избавить речь от повторов. Начинают изучение ораторского искусства, как правило, с эпитетов и метафор. Сравнения являются базовыми приемами, используемыми в риторике для убеждающей силы. Они формируют у слушателя образное или ассоциативное мышление, в зависимости от того, как используется инструмент. Такой прием часто применяют лекторы, чтобы учащиеся лучше запомнили числовую информацию.
- Софизм — ложное высказывание под видом аксиомы. Применяется в случаях, когда хотят запутать оппонента. Бывает логическое и терминологическое, открытое и скрытное. Использование софизмов может подорвать доверие аудитории, поэтому употреблять их в речи нужно аккуратно.
- Повторы — противоположность первому пункту. Позволяет сконцентрировать внимание публики на конкретном факте. Использовать надо осторожно, чтобы речь не была перенасыщенной и сохранялся баланс.
- Фокусировка — один из методов подстройки материала под слушателя. Она подразумевает оценку аудитории, что для нее важно в вашем выступлении. К данному виду приемов относится фрейминг — умение преподнести информацию так, чтобы человек подумал, что это его собственная идея. Это довольно тонкая наука, включающая в себя свои собственные приемы.
- Другие приемы, в которых используется украшение речи. Например, аллегория, позволяющая выразить свои мысли более красноречиво. Сюда относят и призывы, как мотивационный элемент.
Чтобы ваше выступление было успешным, нужно заранее к нему подготовиться. Не стоит при этом заучивать целые предложения, ведь потом ваш монолог получится сухим и безжизненным. Нужно уметь структурировать мысль, разложить ее “по полочкам”. Очертите в голове цель, последовательность изложения, не будет лишним изучить аудиторию и ее потребности.
Продуманная качественная речь включает:
- заданную тему;
- важные подтемы, которые раскрывают суть выступления;
- четкая структура: вступление, основная часть и заключение;
- цитаты, афоризмы, шутки, поговорки;
- ответы на запрос аудитории;
- подтверждение тезисов, отсылки к источникам, проведенным исследованиям;
- заранее спланированные приемы по взаимодействию с аудиторией.
Если вы хорошо подготовитесь к выступлению, то можно сказать, что успех наполовину в вашем кармане. Уверенность и импровизация завершат начатое.
Риторика наука не из легких, но зная основные приемы ораторского мастерства, можно развить в себе навыки успешного оратора.
- Пауза. С нее должно начинаться любое публичное выступление. Неважно, это доклад в течение часа или короткая речь о представлении следующего докладчика. Оратор должен добиться тишины в зале, осмотреть публику и зафиксировать взгляд на отдельном человеке. Затем мысленно произнести первую фразу и уже после этого начать речь. Паузы делать необходимо и по ходу всего выступления. Они делают речь легкой, эмоционально вовлекающей, дают докладчику возможность сфокусироваться над следующей фразой. Паузы поднимают вашу значимость в глазах аудитории.
- Первое предложение. Это главная фраза, которая должна вовлечь аудиторию, вызвать положительный отклик. Этому моменту стоит уделить особое место, т.к. начало выступления всегда концентрирует на себе всеобщее внимание. После первой фразы аудитория принимает решение, слушать вас дальше или можно заняться своими делами.
- Яркое начало. Оно вытекает из предыдущего пункта. Если вы смогли заинтересовать слушателя, то теперь нужно удержать его внимание. Здесь можно начать выступление историей из жизни, афоризмом, важным сообщением. Аудитория должна понять, кто тут лидер и продолжать следить за вашей речью.
Основная мысль. Она должна быть емкой и ее нужно заранее продумать. Это ключевой момент всего выступления, ради чего все собрались. Перед началом нужно ответить себе на два вопроса:
- Принесет ли мое выступление пользу?
- Что даст мне моя речь?
Пустословие и общие фразы, окруженные “водой”, не вызывают уважения и не принесут никому пользы.
- Цитаты, поговорки, афоризмы. Здесь должны соблюдаться некоторые правила. Смысл высказывания должен быть вами понятен и близок. Если это цитата, то она должна быть короткой, а ее автор известным. Если вы не уверены, что точно запомнили текст, то лучше его заранее записать на карточку и достать в нужный момент. Обстановка для цитирования тоже играет свою роль: можно одеть очки или дополнительно устроить паузу.
- Остроумие. Юмор должен быть уместным. Не стоит использовать шутку ради шутки, чтобы привлечь внимание. Если в середине речи напрашивается какая-то интересная история, то можно о ней рассказать. Никогда не зачитывайте анекдот с бумажки.
- Чтение. Если планируется долгое выступление, то подразумевается заранее написанный текст. Но не все слушатели относятся к этому с пониманием. Поэтому нужно уметь правильно читать. Техника СОС ( смотреть, остановиться, сказать) вам поможет. Не нужно произносить слова с опущенной головой.
- Ораторские приемы. Нужно разделять текст на короткие смысловые абзацы. Черчилль в своих выступлениях использовал “стихотворную” технику: заканчивая фразы на созвучные слова. Лучше выразить в рифме ключевую мысль выступления.
- Вопросы. Выступление будет гораздо успешнее, если в нем будет присутствовать взаимодействие с аудиторией. Диалог со слушателем намного эффективнее, чем бесконечный монолог выступающего. Можно задавать вопросы, устраивать интерактив, вызвать добровольцев на сцену. Вопрос может быть и риторический, но вы обязательно должны знать на него ответ. Предугадав реакцию публики, можно извлечь выгоду для себя.
- Финал. Заключительная речь может исправить не совсем удачное выступление. На помощь придут ваши чувства и эмоции, которые нужно передать слушателю. Опять можно использовать цитаты и шутки, но не заканчивать речь монотонным голосом.
- Держите зрителя в напряжении, удивляйте или заставайте врасплох. Иногда очень хорошо работает импровизация. Уметь заинтересовать аудиторию своим выступлением, удержать внимание до самого последнего слова — основной навык хорошего оратора.
В статье мы рассказали об основных приемах, которые помогут запомниться аудитории и стать увереннее. Но главным пунктом, при котором оратор завоевывает своего слушателя, остается его умение быть самим собой и говорить искренне. Неважно, один у вас собеседник или многотысячная толпа, секреты и приемы ораторского искусства будут способствовать вашей уникальности.
Комментарии 0