Развитие речи детей раннего возраста и рекомендации к его улучшению


Ранний возраст имеет огромные возможности для формирования основ будущей взрослой личности.

К 3-м годам объем мозга ребенка составляет ¾ массы мозга взрослого человека. К этому времени в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов.

В разговоре со взрослыми малыш начинает понимать простые вопросы: «Где зайка?», «Куда ты положил машинку?» Интерес к окружающим предметам побуждает его общаться к взрослым с вопросами: «Что это?», «Зачем?» ,«Куда?», «Когда?»

При нормальном речевом развитии в словаре к 3 годам используется примерно 1500 слов, к 4 годам-2500 слов. Причем в словаре малыша преобладают 60% существительные, 30% глаголы и 10% прилагательные. Обследования проводились мной на 2-младшей группе с детьми, у которых нормальное речевое развитие .

В этом возрасте в речи детей преобладают слова — названия, собирательные существительные (посуда, мебель, одежда, животные)пока отсутствуют. В речи часто малыш использует упрощенные слова ( говорит собака вместо ранее употребляемого ав-ав).

Речь –это результат согласованной деятельности как речевых, так и не речевых областей головного мозга. Речь не может формироваться изолированно от мышления, памяти , внимания или восприятия, и зависит от их уровня развития.

К 3-4 годам, дети должны уметь повторять за взрослым короткие рассказы ( по картинке, по серии картинок). Должны четко произносить звуки: А,О,Э,П,Б,М,И,Ы,У,Ф,В,Т,Д,Н,К,Г,Х,Й.

Существует тесная связь между развитием речи и развитием крупной и мелкой моторики рук, т.к. проекция кисти руки в головном мозге очень близко расположена к речевой зоне, которая формируется под влиянием импульсов поступающих от пальцев человека. Поэтому рекомендуется – постоянно использовать в общении с ребенком игры или какие-либо пособия по мелкой моторике.

Рекомендуется учить детей вслушиваться в звучание слов (чтение книг, слушание аудиокниг, обсуждение праздников), развивать слуховое восприятие ( повторять за взрослым слова, разучивать различные ,чистоговорки, пословицы, стихи).

С этого периода необходимо тренировать артикуляционный аппарат, и создавать предпосылки для появления свистящих и шипящих звуков С,З,Ц,Ч,Ш,Ж,Щ. В общении с ребенком можно использовать различные движения губ и языка в игровой форме.

Развитие речи ребенка

Итак, для того чтобы речь ребенка развивалась в норме — необходимо:

А.Развивать высшие психические функции: память, внимание, мышление и восприятие используя:

  1. Чтение книг.
  2. Пересказы прочитанного.
  3. Беседы, рассказы на различные темы:
    • как я провел сегодняшний день,
    • что нового я увидел, узнал, запомнил,
    • что мне понравилось на празднике,
    • что я увидел на прогулке,
    • что я сегодня кушал.
  4. Слушание аудиосказок и обсуждение их.

Б.Развивать мелкую моторику:

  • пальчиковая гимнастика,
  • рисование пальцами,
  • лепка из пластилина, соленого теста, глины,
  • аппликации из :крупы: скорлупок семечек,орехов;косточек.
  • нанизывание на проволоку бусинок, пуговец.

В.Развивать артикуляционный аппарат, используя истории «Веселого Язычка»

Разработка для подготовки артикуляционного аппарата к произношению звуков С,З.

История про «Веселого язычка».

Ротик-это домик, а в домике живет –язычек, он никогда не грустит, поэтому его прозвали « Веселый язычек».Послушайте историю про него.

Жил был в домике « Веселый язычок», ему стало грустно, он решил поискать выход. Рот закрыт, языком упираемся в щечки –попеременно по3 раза в каждую.

Вдруг ротик зевнул. Широко зеваем и задерживаем на 2-3 сек. Открытый рот.

Язычок увидел проход и решил проскочить, а зубки его не пускают, зубки его кусают. Покусать кончик языка 3-5 сек.

Язычок спросил у зубок: « Почему вы меня не пропускаете?»

Зубки ответили: «А ты почисти наши нижние зубки».

Пришлось язычку чистить нижние зубки. Кончиком язычка чистим нижние зубки изнутри, 2 раза вправо влево.

Почистил язычок зубки, и зубки его попустили.

Выглянул язычок в окошко. Положить расслабленный язычок на нижнюю губу держать2-3 сек.

Видит язычок идет слоник. Согнуть язык вдоль- пополам, вытянуть, зажать губами держать 2-3 сек.

Язычок предложил слонику покататься на его горочке. Кончик языка упирается в нижние зубки, рот открыт, держим 2-3 сек.

А потом слоник покачал язычка на своем хоботе, как на качельке. Упражнение « качелька» – язык двигается вверх , вниз в полости рта 3-5раз.

Вдруг слышит язычок, что в доме кто-то звенит. Это был его друг комарик , которому стало скучно без язычка. Песенка комарика: зззззззззззз

Попрощался язычок со слоником и пошел к себе в домик. Закрываем ротик.

Можно играть с детьми рассказывая эту историю каждый день, пока ребенок не запомнит и сам будет вам рассказывать и показывать.


Понравилось? Поделитесь с друзьями!

Прочитали? Покажите вашу реакцию!

Мило Мило
1
Мило
Классно Классно
0
Классно
Ха-Ха-Ха Ха-Ха-Ха
1
Ха-Ха-Ха
Вот те на Вот те на
0
Вот те на
Ох! Батюшки! Ох! Батюшки!
0
Ох! Батюшки!
Печалька Печалька
0
Печалька
Тьфу Тьфу
0
Тьфу
Что за чёрт? Что за чёрт?
0
Что за чёрт?

Комментарии 0

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Развитие речи детей раннего возраста и рекомендации к его улучшению

Войти

Забыли пароль?

Back to
Войти
Adblock
detector