Развитие дикции у дошкольников


Как важно для ребенка хорошо осваивать речь, знают все родители. Они уделяют большое внимание её развитию, ещё с малых лет жизни и способствуют её улучшению. Каждый родитель волнуются по своему, если замечает, что малыш отстает в освоении слов от сверстников. Но говоря о развитии речи, они прежде всего заботятся о том, чтобы у ребенка был хороший словарный запас, правильное употребление слов и построение фраз. Хорошая дикция не стоит в списке приоритетов.

Дикция – это отчетливое произношение звуков, слогов и слов в нашей речи.

Когда у дошкольника неправильное произношение звуков, взрослые зачастую умиляются и считают это возрастной особенностью, не придававши никакого значения нарушению дикции, которое требует какой-то дополнительной заботы. Проблемы с дикцией начинают особенно появляться у школьников, когда плохое произношение звуков приводит к трудностям в письме, а плохая дикция голоса порождает коммуникационные проблемы. Вот тогда взрослые всерьез начинают воспринимать проблему и задаваться вопросом – как улучшить дикцию и речь. Чтобы понимать как улучшить дикцию, нужно прежде всего разобраться с причинами, которые порождают проблемы с произношением звуков и слов у ребенка.

Как развить дикцию

Отработка дикции ребенка начинается с самого раннего возраста, когда родители об этом ещё и не задумываются. Это происходит, если вы сами имеете развитую дикцию, и говорите с малышом, четко и правильно артикулируя звуки. Это помогает заложить у ребенка представление о правильном звучании речи, формирует фонематический слух, которые при завершении формирования органов, осуществляющих артикуляционную функцию, позволят ему без особых проблем овладеть техникой речи. Важна также для дикции интонация, выразительность речи взрослых, которые окружают ребенка. Монотонная невыразительная речь даже при правильном произношении звуков воспринимается тяжело, а у дошкольника, который физически не в состоянии произносить сложные звуки, неправильные интонации и монотонность делают её совсем непонятной. Это может привести к неуверенности малыша в своих силах и затруднить в будущем коммуникационные навыки. Чтобы не допустить этого, необходимо читать детям любой текст с выражением, играть голосом и привлекать детей к игре, где они будут говорить за игрушку или персонаж сказки. Если у ребенка серьезные логопедические проблемы, то о том, как выработать дикцию, лучше посоветоваться со специалистом. Логопед сегодня есть практически в каждом детском саду.

Для улучшения дикции необходимо уделить внимание следующему:

  • Развивать артикуляторный аппарат ребенка, в чем помогут артикуляционные игры и гимнастика.
  • Формировать правильное речевое дыхание
  • Развивать фонематический слух

Скороговорки для развития речи и дикции детей

Один из лучших способов тренировать артикуляционный аппарат – это говорить. Но не просто говорить, а играть с ребенком, произнося веселые, намеренно усложненные для произношения скороговорки.

Скороговорка — это особый текст, который представляет собой сочетание слов с труднопроизносимыми звуками. Они направлены на формирование правильного произношения согласных. Скороговорки для хорошей дикции, то же, что гимнастика. Заставляя малыша произносить сложные для него звуки и сочетания, скороговорка помогает вырабатывать беглость их произношения, тренирует нужные мышцы. Текст скороговорки хорошо продуман и является артикуляционной игрой, тренирующей соответствующую группу мышц. Чтобы правильно повторить скороговорку, надо её хорошо расслышать. Это развивает фонематический слух ребенка.

Правила для произношения скороговорок

  1. Для того, чтобы игра со скороговорками пошла на пользу дикции ребенка, а не привела к разочарованию, соблюдайте простые правила:
  2. Прежде чем учить скороговорку с ребенком, произнесите её сами, четко артикулируя звуки и слова.
  3. Не требуйте от малыша, чтобы он выучил и повторил весь текст сразу. Вначале повторите с ним отдельные сложные слова, помогая ему произносить их.
  4. После того, как все слова освоены, произносим вместе скороговорку медленно и четко. И только после этого «включаем скорость».
  5. Занятия должны длиться от 5 до 10 минут в зависимости от возраста ребенка.

Примеры скороговорок:

  • Чудак под диванчик прячет чемоданчик..
  • Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока.
  • Бредут бобры в сыры боры.
  • Бобры храбры, а для бобрят добры.
  • Мыла Мила мишку мылом,
  • Мила мыло уронила.
  • Уронила Мила мыло,
  • мишку мылом не домыла.
  • Фаня в гостях у Вани. У Вани в гостях Фаня.

Дикция и артикуляционная гимнастика для детей

Другой способ, улучшающий дикцию, это специальные упражнения для дикции или артикуляционная гимнастика. Это упражнения для речевого аппарата, укрепляющие и развивающие мышцы, которые участвуют в произношении слов. Они полезны для всех детей, а не только тех, у кого есть логопедические проблемы.

Упражнения для развития мышц речевого аппарата

1. Упражнения для развития подвижности нижней челюсти:

  • «Трусливый птенчик». Широко открывать и закрывать рот, так чтобы тянулись уголки губ. Челюсть опускается примерно на расстояние ширины двух пальцев. Язычок-«птенчик» сидит в гнездышке и не высовывается. Упражнение выполняется ритмично.
  • «Акулы». На счет «один» челюсть опускается, на «два» — челюсть двигается вправо (рот раскрыт, на счет «три» — челюсть опущена на место, на «четыре» — челюсть двигается влево, на «пять» — челюсть опущена, на «шесть» — челюсть выдвигается вперед, на «семь» — подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты. Делать упражнение нужно медленно и осторожно, избегая резких движений.
  • «Верблюд». Имитация жевания с закрытым и открытым ртом.
  • «Обезьяна». Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку.
  • «Сердитый лев». Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку и мысленным произнесением звуков «а» или «э» на твердой атаке, сложнее — с шепотным произнесением этих звуков.

2. Упражнения для разминки губ:

  • «Рупор» — необходимо широко открыть рот. Одновременно произносится звук «а».
  • «Трубочка» — максимально вытянуть губы вперед. Одновременно с этим произносится звук «у».
  • «Улыбочка» — необходимо растянуть губы, как будто улыбаясь, не размыкая их.
  • «Бублик» — максимально растянуть губы, произнося звук «о».

3. Упражнения для разминки языка:

  • «Лошадка» — необходимо дотронуться языком до верхнего неба и потом резко опустить язык с цокающим звуком.
  • «Лопатка» — открыть рот, высунуть язык, достать им до подбородка.
  • «Мячик» — надо упираться языком поочередно в каждую щеку. Рот закрыт.
  • «Часики» — необходимо высунуть язык. Тянуться им то вправо, то влево

4. Упражнения для красивого тембра голоса:

  • «Протяжные слоги» — сделать глубокий вдох. Выдыхая, произносить слоги «бом», «бим», «бон» протяжно (тянуть надо последний звук).
  • «Кью-икс» — произносить слоги «кью» и «икс». Проговаривая «кью» сильно вытянуть губы трубочкой, на слог «икс» растянуть губы в улыбке.
  • «Звукорежиссер» — одну ладонь нужно прижать к уху, вторую поднести ко рту на расстояние несколько см. В этом положении произносить слова, слоги и звуки. Это упражнение помогает понять истинное звучание своего голоса.

Проблема дикции у детей актуальна на сегодняшний день. К 5 годам у ребенка должно быть сформировано правильное звукопроизношение. Овладение правильным звукопроизношением зависит не только от анатомо-физиологических особенностей, но и от особенностей психики ребенка, нервной системы, состояния внимания, памяти, от слуховой и зрительной выдержки. Не редко, даже после 5 лет, звукопроизношение детей может страдать. Над формированием звукопроизношения необходимо начинать работать как можно раньше, а не только в тот момент, когда проблема уже заявила о себе. Только регулярный и системный подход поможет справиться с этой задачей, речь ребенка будет чистой и красивой.

Правильно поставленная, четкая и грамотная речь – элемент успешности ребенка и показатель его привлекательности в глазах других детей.


Понравилось? Поделитесь с друзьями!

Прочитали? Покажите вашу реакцию!

Мило Мило
0
Мило
Классно Классно
0
Классно
Ха-Ха-Ха Ха-Ха-Ха
0
Ха-Ха-Ха
Вот те на Вот те на
0
Вот те на
Ох! Батюшки! Ох! Батюшки!
0
Ох! Батюшки!
Печалька Печалька
0
Печалька
Тьфу Тьфу
0
Тьфу
Что за чёрт? Что за чёрт?
1
Что за чёрт?

Комментарии 0

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Развитие дикции у дошкольников

Войти

Забыли пароль?

Back to
Войти
Adblock
detector