Как способствовать развитию речи у детей 3-4 лет


В раннем возрасте дети с интересом познают окружающий мир. Многие вещи, явления, слова, являются первыми для ребенка. Задача родителей следить за усвоением новой информации, отвечать на вопросы точно, лаконично.

Речь ребенка в три года понятна взрослым, дети составляют несложные предложения, произносят правильно большинство звуков. На четвертом году речь обогащается местоимениями, прилагательными, ребенок умеет описывать свойства предметов. Данный период фундаментален, поэтому важно устранять возникающие трудности в произношении.

Развитие речи в раннем возрасте до трех лет

Словарный запас малыша делиться на активные и пассивные слова. До двух лет пассивный словарный запас объемнее активного, ведь малыш понимает большее количество слов, чем способен произнести.

На этом этапе развития речи дети выговаривают простые слова: «мама», «папа», а также стремительно развивается звукоподражание: «мяу» (кошка), «му-у» (корова), «ав-ав» (собака).

Обобщение ярко выражено, ребенок объединяет предметы или действия в одну группу, так слова обозначающие еду, посуду или прием пищи, обозначаются одним словом «ням-ням».

Разговор ребенка

Речь ребенка в 3 года формирует следующие навыки:

  • Способность строить предложения из пяти — шести слов, с меньшим, чем в раннем возрасте, количеством ошибок;
  • Произносить слова, правильно расставляя ударения;
  • Ребенок пересказывает сказки, последовательно описывает прошедший день;
  • Использует в речи местоимения, числительные, прилагательные;
  • Употребляет глаголы с приставками: «приехал», «пошел», «ушел».

Словарный запас детей в три года достигает 1000 слов. Некоторые шипящие и сонорные звуки еще трудны в произношении, а твердые иногда заменяются мягкими. Кроме того, малыши придумывают новые слова, образованные из нескольких известных.

Признаки отклонения в развитии речи у детей 3 лет

  • Речь малыша похожа на лепет, трудна в понимании, быстра или слишком медленна, выражения односложны;
  • Малый активный словарный запас. Ребенок не в состоянии назвать ежедневно встречающиеся предметы, явления;
  • Малый пассивный словарный запас. Простые вопросы вызывают затруднения, малыш не понимает, что от него требуется, новая информация трудно усваивается;
  • Отсутствие окончаний в словах, неумение спрягать глаголы, склонять существительные;
  • Трудности в составлении несложных предложений;
  • Не развитое звукопроизношение.

Возможные причины задержки речевого развития в трехлетнем возрасте разделяются на физиологические и социальные. К физиологическим причинам относятся проблемы со здоровьем, такие как нарушение слуха, неправильный прикус, последствия травм головы, осложнения в период беременности у матери, а также задержки психического развития и наследственность.

Социальные предпосылки к задержке в развитии речи, тесно связаны с общением внутри семьи. Недостаток внимания к детям или избыток, выраженный в излишнем «сюсюканье», коверкающем слова, препятствуют развитию коммуникативных навыков. Кроме семейного окружения на речь ребенка влияют воспитатели в детских садах и друзья.

Диагностика и коррекция дефектов речи

Диагностика речи

Если вы сомневаетесь, нормально ли развивается речь у малыша, поинтересуйтесь у воспитателя о его успехах, самостоятельно изучите поведение в обществе ровесников, посетите врача. Обнаружив отклонения от норм, действуйте спокойно, но незамедлительно. Такие специалисты, как сурдологи, психологи, логопеды, педиатры, проведут обследования и дадут рекомендации для борьбы с задержками в развитии. В домашних условиях развить речевые навыки помогут:

1 Игры, ориентированные на мелкую моторику рук. Ребенку проще запомнить слова, встречающиеся в играх, потому что он может ощутить предметы, понять, что кубик бывает не только маленьким красным, но и большим зеленым, а также нарисованным, твердым или мягким. В игровое время проговаривайте с малышом все действия, называйте предметы, их свойства, просите сделать то же самое.

2 Чтение и заучивание стихов и сказок. Выразительное чтение сказок помогает детям проникнуться судьбой героев, понять суть произведения. Прочитав рассказ, попросите ребенка его пересказать, узнайте, что ребенок почерпнул для себя и какой герой ему понравился. Заучивание стихотворений, тренирует ребенка в произношении звуков, а также развивает мышление и память.

3 Мультфильмы, детские передачи. Используйте мультфильмы и телепередачи для детей, чтобы развивать память и мышление. У ребенка появятся новые темы для обсуждений с друзьями, воспитателями.

4 Полезные прогулки. Гуляя с чадом, просите называть встречающиеся предметы, их свойства, форму и составляющие: магазин большой, оранжевый, прямоугольный с дверью и двумя окнами. Отвечайте на заданные вопросы, обращайте внимание на новые предметы. После прогулки поинтересуйтесь, что малышу понравилось, что нет и почему.

5 «Зарядка» для языка и дыхательная гимнастика. Если у ребенка проблемы с произношением звуков, преодолеть их помогают упражнения для языка и дыхательная гимнастика. Попросите врача логопеда составить комплекс упражнений под вашу проблему, самостоятельно разучите упражнения и покажите их малышу.
Если домашних занятий не хватает, запишитесь на развивающие курсы для детей, но не забывайте продолжать упражнения дома.

Речь ребенка в четыре года

Упражнения

В четыре года словарный запас ребят увеличивается в два — два с половиной раза. Ребенок увлеченно играет в подвижные игры, пересказывает стихотворения, правильно произносит все звуки, задает вопросы на различные темы, учиться чтению.

Дети в этом возрасте составляют грамматически правильные сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Малыш отделяет себя от взрослых и формирует собственную картину мира. Ему нравится рассказывать родителям о прошедшем дне, о достижениях и открытиях. Это норма развития четырехлетнего ребенка.

Задержка в развитии у четырехлетки сопровождается такими факторами:

  • Ребенок не говорит вообще, изредка произносит лишь слова «мама» или «папа»;
  • В речи отсутствуют твердые (ж, ш, ч) или мягкие (й, ч, щ) согласные;
  • Трудности вызывают составления предложений из 2–3 слов;
  • Чадо говорит только известными фразами из сказок или мультфильмов.

Коррекция речевых дефектов детей в четыре года

Если причина отставания в развитии физиологическая и ребенку поставлен диагноз, лечение доверьте врачам. Самостоятельные попытки вылечить патологии могут привести к последствиям, угрожающим здоровью. В случаях, не требующих медикаментозных или операционных мер, по программе врачей тренируйтесь с ребенком дома. Толчок в развитии речи дают такие занятия:

А Пение, рисование, поделки. Результативные виды обучения правильной речи тесно связаны с творчеством. Рисование и рукоделие повышают уровень развития мелкой моторики, учат сосредотачиваться, обеспечивают изучение и повторение прилагательных, глаголов, наречий и причастий: голубой, красить, аккуратно, поклеенный. Пение разрабатывает мышцы лица, успокаивает, помогает сосредоточиться, поэтому лучше начинать занятия с напевания детских песен.

Б Подвижные игры. В процессе игры дети легко запоминают правила, названия предметов. Можно предложить чаду поиграть в классики, они научат его считать и правильно произносить числительные.

В Считалочки, загадки, стишки. Рифмованные фразы, ритмично построенные предложения и загадки легко усваиваться и запоминаются надолго. Ведь все помнят акростих, который помог выучить цвета радуги: Каждый — красный, охотник — оранжевый, желает — жёлтый, знать — зелёный, где — голубой, сидит — синий, фазан — фиолетовый.

Г Упражнения для дыхания. Помимо занятий, предлагаемых врачами, не забывайте о развлекательной стороне процесса. Развивать дыхательные пути можно выдувая мыльные пузыри или играя на гармошке.

Д Полезная литература. Большой вклад в технологии развития речи дошколят внесла Ушакова Оксана Семеновна – профессор, доктор педагогических наук, автор нескольких сотен работ по развитию речи у детей дошкольного возраста. Методика О.С. Ушаковой последовательна, проста для восприятия детей и рассчитана на возраст от трех до семи лет.

Речь детей в возрасте от пяти лет

Дети

Уровень развития речи в пять лет позволяет малышу свободно говорить на родном языке. Уметь склонять существительные, и спрягать глаголы. Формировать предложения, обогащая их всеми частями речи. Правильно расставлять ударения в словах, и определять окончания. Запас слов увеличивается, качество произношения улучшено.

Ребенок умеет управлять эмоциональной окраской слов, менять громкость и темп речи. Подбирает синонимы и антонимы к предложенным словам, умеет считать. Развивается мышление и фантазия, дети сочиняют истории по картинкам, заданным сюжетам. В этот период за успехами и неудачами крохи нужно следить усиленно, не устранённые в раннем возрасте задержки в развитии отразятся на будущих способностях к коммуникации.

В пятилетнем возрасте отсутствие связной речи, полное молчание, малый запас слов, являются отклонениями, требующими обследования у специалистов. После постановки диагноза и начала лечения, малыш нуждается в помощи и поддержке родителей, поэтому важно продолжать занятия дома:

  • Развитие мелкой моторики. Как было отмечено, игры, развивающие мелкую моторику рук, благотворно влияют на развитие речи. Ставьте перед ребенком разные задачи, чтобы понять к чему его больше тянет: предложите сплести украшение из бисера, постройте вместе из конструктора интересную игрушку, сложите мозаику. Отталкиваясь от результатов, выделите любимое занятие ребенка и проговаривайте ваши действия, просите описывать предметы и свойства, предложите создать что-то самостоятельно и описать это;
  • Массаж. Терапевтические, успокаивающие мышцы, стимулирующие кровообращение свойства массажа помогут в выздоровлении;
  • Альтернативная терапия. Связь, устанавливающаяся в отношениях детей с животными, стимулирует эмоциональное, социальное, речевое развитие;
  • Развивающие пособия. Какой бы ни была степень задержки речевого прогресса, занятия со специалистами не заменят живого общения с семьей. Уже упомянутая Ушакова Оксана Семеновна, создала разностороннюю программу стимулирования речи у дошкольников. Методические материалы предлагают воздействие на участки, формирующие речь детей от трех до семи лет. Предложенные О.С. Ушаковой игры, стишки, рассказы, занятия, в увлекательной форме подают ребенку правила построения грамотной речи.

Чтобы развитие протекало равномерно, не навязывайте неинтересных, скучных или сложных занятий. Общайтесь с ними как со взрослыми, хвалите за успехи, корректируйте ошибки. Подарите ребенку пространство для творчества и отдыха. Следите за интересами малыша, подберите подходящую секцию, где он обзаведётся друзьями и новыми навыками. Спрашивайте о прошедшем дне, отвечайте на вопросы. Так он будет ощущать вашу любовь, заботу, что подтолкнет его к достижениям, научит благодарности и ответственности.


Понравилось? Поделитесь с друзьями!

Прочитали? Покажите вашу реакцию!

Мило Мило
36
Мило
Классно Классно
11
Классно
Ха-Ха-Ха Ха-Ха-Ха
29
Ха-Ха-Ха
Вот те на Вот те на
5
Вот те на
Ох! Батюшки! Ох! Батюшки!
5
Ох! Батюшки!
Печалька Печалька
7
Печалька
Тьфу Тьфу
2
Тьфу
Что за чёрт? Что за чёрт?
2
Что за чёрт?

Комментарии 0

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Как способствовать развитию речи у детей 3-4 лет

Войти

Забыли пароль?

Back to
Войти
Adblock
detector