Письменная речь и особенности её формирования у детей


Более поздней по времени возникновения формой языка, является письменная речь. Письменная речь является вторичной формой существования языка. Равноправные составляющие письменной речи это чтение и письмо. Временные связи второй сигнальной системы составляют устная и письменная формы речи, однако, письменная речь, в отличии от устной, формируется и развивается только в условиях целенаправленного обучения. Следовательно, именно в период обучения грамоте складываются её механизмы, а постепенное целенаправленное обучение создаёт условия для её развития и совершенствования. Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский считали, что с помощью рефлекторного повторения образуется динамический стереотип слова в единстве акустических, оптических и кинестетических раздражений.

В процессе овладения письменной речью происходит установление новых связей между словом, слышимым и произносимым, словом видимым и записываемым. Это связано с тем, что во время письма происходит согласованная работа четырёх анализаторов: речедвигательного, речеслухового, зрительного и двигательного.

А.Р. Лурия считал, что чтение – это особая форма импрессивной речи, а письмо особая форма экспрессивной речи. Также автор отмечал, что в любой форме письмо начинается с определённого замысла, сохранение которого способствует затормаживанию всех посторонних тенденций.

Male hand writing on a paper

Письмо состоит из перечня специальных операций:

  1. Слово, которое подлежит записи, проходит анализ звукового состава. Первым условием письма является определение последовательности звуков в слове. Далее происходит уточнение звуков, в результате чего слышимые в определённый момент звуковые варианты превращаются в чёткие обобщённые речевые звуки, т. е. фонемы. Изначально эти процессы имеют осознанный характер, в дальнейшем они автоматизируются. В акустическом анализе и синтезе особое место имеет артикуляция, которая является основой данных процессов;
  2. Формирование графем – зрительных схем графических знаков с учётом пространственного расположения элементов, происходит с помощью преобразования слышимых звуков (фонем);
  3. Перевод графем в кинемы – кинетическая система последовательных движений, необходимых для записи.

А.Р. Лурия считает, что на разных стадиях развития двигательного навыка значимость каждой из выше перечисленных операций не является постоянной. Первые этапы развития двигательного навыка характеризуются тем, что пишущий направляет своё внимание на звуковой анализ слова, а иногда и на поиск необходимой графемы. В процессе формирования навыков письма эти моменты обретают второстепенное значение. Плавные кинетические стереотипы образуются в случае записи качественно автоматизированных слов.

Онтогенетические фактор

По мнению И.Н. Садовниковой на формирование письменной речи имеют влияние определённые онтогенетические факторы:

  • в связи с тем, что в письменной речи используются готовые механизмы устной речи, то на формирование письма имеет влияние становление механизмов устной речи;
  • онтогенез пространственного различения, это связано с тем, что процесс чтения предусматривает перевод пространственной последовательности графических знаков во временную последовательность звуковых комплексов, а во время осуществления записи происходит преобразование временной последовательности звуков в пространственную последовательность графических знаков.

А. Валлон считает, что сенсомоторную основу психического развития ребёнка составляют те координации, которые возникают между глазом и рукой, между слухом и голосом. По определённым закономерностям происходит формирование речевой функции в онтогенезе. Именно эти закономерности определяют последовательное и взаимосвязанное развитие речевой системы, состоящей из фонетики, лексики и грамматики.

Согласно мнению Н. А. Бернштейна, независимо от метода обучения, который применяется, все дети проходят несколько фаз обучения письму. Один из этапов характеризуется тем, что дети пишут очень крупно, однако это не объясняется грубостью пространственных координации. Согласно циклографическим наблюдениям в процессе крупного письма имеется относительно маленькая разница между кончиком пишущего предмета (ручка, карандаш, фломастер и пр.) и движением.самой руки. Таким способом детям проще даётся перешифровка. В процессе освоения перешифровки они приобретают навыки переносить на кончик пера сначала зрительные, а потом и проприоцептивные коррекции. Дети учатся автоматически задавать кончику пишущего предмета любую требуемую траекторию. Таким образом, постепенно уменьшается величина выписываемых букв. Аналогичные операции наблюдаются при действиях с любым другим предметом – игла, нож и т. п.

В связи с тем, что в письменной речи отсутствует интонация, экспрессия, звучание, нет ситуации общения с собеседником, в своём развитии она нуждается в высокой степени абстракции. Исходя из этих особенностей, ребёнок попадает в ситуацию психологической неподготовленности к усвоению письма, что связано с тем, что нет побудительных мотивов. При этом формирование устной речи происходит ранее чем внутренней речи, но письменная предполагает её наличие.

Внутренняя речь («речь для себя») и письменная речь имеют разные структуры. Внутренняя речь характеризуется большой свёрнутостью, она предикативна. Письменная же речь отличается большей развёрнутостью. Эти особенности обуславливают возникновение трудностей в процессе перестройки внутренней речи в письменную. Овладение письменной речью возможно только при двух условиях – произвольное пользование и осознание своей речи.

Таким образом, исследователи не относят письменную речь к собственно речи или же к процессам зрительного восприятия и моторики. Она является сложным психическим процессом, который имеет свою структуру, состоящую из вербальных и невербальных форм психической деятельности (тонкая моторика руки, внимание, зрительное, акустическое и пространственное восприятие и др.).


Понравилось? Поделитесь с друзьями!

Прочитали? Покажите вашу реакцию!

Мило Мило
1
Мило
Классно Классно
0
Классно
Ха-Ха-Ха Ха-Ха-Ха
0
Ха-Ха-Ха
Вот те на Вот те на
0
Вот те на
Ох! Батюшки! Ох! Батюшки!
0
Ох! Батюшки!
Печалька Печалька
0
Печалька
Тьфу Тьфу
0
Тьфу
Что за чёрт? Что за чёрт?
0
Что за чёрт?

Комментарии 0

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Письменная речь и особенности её формирования у детей

Войти

Забыли пароль?

Back to
Войти
Adblock
detector