Зачем же совмещать добавлять работу над лексикой в занятие по звукопостановке? Говорят, так делать нельзя. Поясняя данную позицию, тут действительно есть, о чем поговорить.
Мы убеждены, что организация занятий лексическим темам — это отличный способ развития речи и мышления ребёнка. Но! Это не значит, что все занятие необходимо перестроить под эту самую тематическую лексику и предать звуков ради, например, антонимов или фразеологизмов.
Обратимся к онтогенезу
В норме накопление и систематизация словаря происходит имплицитно, скрыто — мышление «дозревает» и классифицирует те или иные лексические категории, обобщает и противопоставляет значения само, без прямого обучающего воздействия взрослого. В коррекции мы искусственно сужаем лексическое поле занятия так, чтобы ребёнку было легче сделать выводы о близости понятий внутри группы, закрепить определенный словарь, характерный для темы (кенгуру ближе к Африке, чем к посуде; лось — это что-то близкое к белке и мухомору, а не к кораллам). Внутри лексической темы удобно организовывать занятия по грамматике и связной речи.
Но и звуковую сторону речи можно развивать в рамках лексической темы. Внимание! Я не говорю о том, чтобы все бросить и заниматься лексикой. Этапы и принципы работы остаются привычными. Но мы можем продлить имплицитное влияние тематических атрибутов и тематического же речевого материала для закрепления образов и свойств предметов, явлений и формирования семантического поля.
Например:
- тематическая артикуляционная гимнастика (у меня очень много комплектов пособий на разные темы, где одни и те же упражнения оформлены по-разному), артикуляционная сказка по теме, использование атрибутов и тематических коробок/подносов
- звуковые дорожки и ряды из тематического счетного материала (ряд листьев, дорожка в лесу, тропинки в саду, моток ниток, дорога, пар от чайника — это все подходит к разным темам)
- использование тематического счётного материала для упражнений на слоговую структуру слова
- тематические атрибуты для работы над развитием слухового восприятия (дай столько гвоздиков, сколько слогов в слове, положи в компот столько ягод, сколько в слове звуков С и т.д.)
- выбор из тематической лексики подходящего речевого материала для отработки звукопроизношения и слоговой структуры слова (по возможности)
- использование тематических сенсорных коробок в качестве организующего фона для речевых упражнений (спрячете вы карточки в сено, а конь будет сено есть и случайно звуки произносить, собаке косточки со словами, а кошке — рыбку, так в тему все и соединилось)
Конечно, на первых порах легко запутаться в материалах по каждой лексической теме, ведь получается, что каждая тема требует своего оборудования.
Задания по обогащению детской речи
С целью обогащения детской речи лексикой человеческих отношений эффективно использовать задания следующего характера:
- Узнавание в тексте слов, относящихся к лексике человеческих отношений;
- Подбор к данному слову синонимов, выяснение сходства и различия в их значении, нахождение синонимов в тексте;
- Подбор к данному слову антонимов, нахождение в тексте антонимических пар и выяснение их значения;
- Работа над прямым и переносным значением слов;
- Употребление речевых оборотов;
- Выполнение различных видов творческих работ;
- Работа с пословицами и поговорками;
- Использование занимательного материала.
Слово рассматривается в его роде – видовых отношениях, связях с родственными словами, показывается в окружении.
Работа с синонимикой – наиболее важная область работы по обогащению словаря младших школьников. Практическая работа с синонимами в начальных классах, наблюдения над ними формируют у детей понятие о синонимах без сообщения теоретических сведений о них. При этом необходимо показывать детям, что несмотря на совпадение основных значений в словах – синонимах, в основе явления синонимии лежит не безразличная замена одного слова другим, а более точная передача мыслей говорящим, уточнение смысла высказывания. Только в контексте можно показать различие этих слов по ширине употребления, лексической сочетаемости.
Комментарии 0