Ваш ребёнок уже освоил прелести неправды?
Взрослым приходится врать довольно часто, во всяком случае там, где этого требуют социальные нормы. Но когда на лжи попадается собственный ребенок, поверить в то, что этот ангелочек соврал специально, преследуя какую-то определенную цель, просто невозможно!
Нам всем хотелось бы, чтобы дети рождались с врожденным чувством правильного и неправильного, а также чтобы они делали все именно так, как им объяснили мама и папа. Еще было бы прекрасно, если бы совесть была врожденной! Здесь, кстати, мнения исследователей разделились: некоторые считают, что совесть и нравственность достаются ребенку прямо после того, как он покидает лоно матери, и поэтому возмущенные крики родителей: «Да где же твоя совесть!» вполне обоснованы. Другие говорят, что ребенок должен все-таки усвоить крепко-накрепко правила поведения в обществе, чтобы избегать соблазна их нарушить, если никто наказывать не собирается. А от кого он усваивает правила? Как водится, от родителей. То есть нам надо набраться терпения и учить, учить, учить собственных детей, пока социальные правила не усвоятся окончательно. Но есть и то, в чем психологи сходятся: существует связь между стадиями развития нравственности и возрастом ребенка.
Содержание
Что бывает чаще всего?
1. Фантазирует про других: кто-то что-то сделал, чего на самом деле не было
2. Про себя: заслужил что-то, похвалили, что-то произошло.
3. Обманывает, чтобы избежать наказания (я не разбивал вазы)
4. Обманывает, чтобы не делать (я уже съел суп).
5. Жульничает и обманывает ради собственной выгоды.
Главное и основное правило родителей – ребёнок не враг, а друг.
- Он не хочет насолить
- Он не делает назло.
- Он не ужасный врун и обманщик в семье – он как все.
Все действия ребенка – это потребность чему-то научиться или желание что-то сказать.
Чему же учит ложь? Памяти, вниманию, логике, воображению.. Это «природный» тренажер, через который в обязательном порядке проходит каждый ребёнок.
Для нас важнее, что же ребёнок хочет сказать.
И тут закон: чем больше врёт, тем больше хочет сказать.
«Твои требования для меня невыполнимы».
Мы требуем от ребенка того, что он не может сейчас сделать.
Ребёнок соврал, что съел суп, не потому что хотел соврать, а потому что действительно не хотел суп.
И нужно разбираться с супом: временем обеда, поведенческими привычками, возможностью выбирать и пр. – а не с враньём.
«Я боюсь тебя»
Ребёнок врёт, потому что боится. Договоритесь, что за правду не будет наказания: честно, даже недовольства. А будет совместный разбор проблемы и придумывание вариантов, как можно было поступить по-другому.
⠀
«Ты любишь меня только тогда, когда я хороший».
Такое послание держит в голове ребёнок, когда врёт. А вы вспоминайте, не было ли от вас фраз «я не люблю тебя, когда ты делаешь …», «я не дружу с мальчиком/девочкой, который …», «если ты будешь так себя вести, я тебя отдам тёте». Это очень опасные фразы, особенно в 4-6 лет их лучше забыть.
«Ты заставляешь меня это делать»
Не нужно «проверять».
Оставить на столе конфету, выйти из комнаты и, вернувшись, обнаружить её отсутствие и спросить: «Ты ел конфету?» – это провокация.
Не нужно спрашивать ребенка, если вы знаете, что ответом будет ложь.
Говорите утвердительно «ты съел конфету», и решайте эту проблему вместе.
А ещё про ложь и правду. Нужно иногда разговаривать в обычной жизни, не только во время происшествий. Что любовь и доверие не предполагают обман, что обманутой стороной быть очень неприятно. Расскажите примеры, разберите героев из мультиков и книжек. Пусть честность станет таким же ценным для ребёнка качеством, как доброта и сила.
Комментарии 0