Site icon yourspeech.ru

Звуковая культура речи у детей

На третьем году жизни ребенка наступает такое время, когда нужно уделить внимание воспитанию такой характеристики речи, как произношение. И это обусловлено несколькими причинами: в этот период жизни ребенок может легко усваивать многие звуки, а также пытается сам повторить их, тем самым он закрепляет их в собственном произношении.

На формирование культуры речи у детей большое влияние оказывает воспитатель и его профессиональная компетенция.

Воспитание звуковой культуры речи

Воспитание звуковой культуры речи детей в основном происходит по двум направлениям:

  1. Развитие восприятия речи (слухового внимания, темпа, силы голоса, тембра речи);
  2. Развитие речевого аппарата и формирование правильного произношения.

Работа по воспитанию звуковой культуры речи должна проводиться поэтапно, в самых различных формах.

Наиболее оптимальная форма проведения такой работы – групповые занятия, которые могут быть как самостоятельными по развитию звуковой культуры речи, так и частями занятий, на которых педагог знакомит детей с художественной литературой.

Упражнения

На таких занятиях можно проводить такие упражнения:

  1. артикуляционную гимнастику;
  2. упражнения по развитию речевого дыхания;
  3. упражнения, способствующие развитию мимической выразительности;
  4. формирование умения регулировать высоту и силу голоса;
  5. воспитание интонации, формирование правильного произношения.

На музыкальных занятиях также можно использовать различные упражнения по воспитанию звуковой культуре речи. Упражнения по воспитанию звуковой культуры речи можно проводить и вне занятий: при проведении утренней гимнастики, на прогулке, при проведении различных дидактических игр, подвижных, хороводных игр с текстом, театрализованных и сюжетно-ролевых игр. А в вечерние часы целесообразно проводить индивидуальные речевые дидактические игры, с целью закрепления правильного произношения звуков у ребёнка.

Вторым направлением работы по воспитанию звуковой культуры речи является развитие артикуляционного аппарата детей.

Под артикуляцией понимается правильная работа всех органов речи – языка, губ, мягкого неба, маленького язычка, нижней челюсти – в процессе воспроизведения звуков. И, если со стороны артикуляционного аппарата имеются какие-либо отклонения, то это часто является причиной неправильного, нечеткого произношения своего рода звуков, слов и фраз.

Речевая гимнастика или набор специальных игр и упражнений помогут укрепить мышцы артикуляционного аппарата, позволят развить подвижность языка и губ, которые в конечном итоге приведут к правильному воспроизведению звуков.

Артикуляционная гимнастика

Самым действенным методом является артикуляционная гимнастика, которая может включать следующие упражнения:

Наряду с тренировкой артикуляционного аппарата нужно проводить упражнения для развития речевого дыхания. Каждое упражнение стоит повторять столько раз, пока дети не начнут его выполнять четко и ясно. И здесь игра является самой оптимальной формой занятия. Так, незаметно для детей, в процессе игры, педагог решает очень важную задачу.

Тренировка речевого дыхания

Для тренировки речевого дыхания можно использовать такие упражнения:

«Ветер-ветерок», «Прокати снежный ком», «Душистая роза», «Подуй на салфетку» и др. Очень важно, чтобы как можно раньше будут выявлены и развиты все потенциальные возможности ребенка, заложенные в нем природой, и тогда:

Дыхание свободно в каждой гласной, В согласных прерывается на миг.

И тот гармонии достиг,

Кому чередованье их подвластно.

Звучат в согласных серебро и медь,

А гласные даны тебе для пенья.

И счастлив будь, коль сможешь ты пропеть

Иль даже продышать стихотворенье.

Значение звуковой культуры речи очень важно, потому что:

– звуковая культура речи является основой общей культуры;

С. Маршак

Exit mobile version