На третьем году жизни ребенка наступает такое время, когда нужно уделить внимание воспитанию такой характеристики речи, как произношение. И это обусловлено несколькими причинами: в этот период жизни ребенок может легко усваивать многие звуки, а также пытается сам повторить их, тем самым он закрепляет их в собственном произношении.
На формирование культуры речи у детей большое влияние оказывает воспитатель и его профессиональная компетенция.
Содержание
Воспитание звуковой культуры речи
Воспитание звуковой культуры речи детей в основном происходит по двум направлениям:
- Развитие восприятия речи (слухового внимания, темпа, силы голоса, тембра речи);
- Развитие речевого аппарата и формирование правильного произношения.
Работа по воспитанию звуковой культуры речи должна проводиться поэтапно, в самых различных формах.
Наиболее оптимальная форма проведения такой работы – групповые занятия, которые могут быть как самостоятельными по развитию звуковой культуры речи, так и частями занятий, на которых педагог знакомит детей с художественной литературой.
Упражнения
На таких занятиях можно проводить такие упражнения:
- артикуляционную гимнастику;
- упражнения по развитию речевого дыхания;
- упражнения, способствующие развитию мимической выразительности;
- формирование умения регулировать высоту и силу голоса;
- воспитание интонации, формирование правильного произношения.
На музыкальных занятиях также можно использовать различные упражнения по воспитанию звуковой культуре речи. Упражнения по воспитанию звуковой культуры речи можно проводить и вне занятий: при проведении утренней гимнастики, на прогулке, при проведении различных дидактических игр, подвижных, хороводных игр с текстом, театрализованных и сюжетно-ролевых игр. А в вечерние часы целесообразно проводить индивидуальные речевые дидактические игры, с целью закрепления правильного произношения звуков у ребёнка.
Вторым направлением работы по воспитанию звуковой культуры речи является развитие артикуляционного аппарата детей.
Под артикуляцией понимается правильная работа всех органов речи – языка, губ, мягкого неба, маленького язычка, нижней челюсти – в процессе воспроизведения звуков. И, если со стороны артикуляционного аппарата имеются какие-либо отклонения, то это часто является причиной неправильного, нечеткого произношения своего рода звуков, слов и фраз.
Речевая гимнастика или набор специальных игр и упражнений помогут укрепить мышцы артикуляционного аппарата, позволят развить подвижность языка и губ, которые в конечном итоге приведут к правильному воспроизведению звуков.
Артикуляционная гимнастика
Самым действенным методом является артикуляционная гимнастика, которая может включать следующие упражнения:
- Упражнения для тренировки нижней челюсти («окошко» – широко открывать рот, закрыть рот – «холодно», «песенка друзей» и др.);
- Упражнения для тренировки губ («дудочка», «заборчик» и др.);
- Упражнения для тренировки языка («чистим зубки», «месим тесто», «лопатка», «часики» и др.).
Наряду с тренировкой артикуляционного аппарата нужно проводить упражнения для развития речевого дыхания. Каждое упражнение стоит повторять столько раз, пока дети не начнут его выполнять четко и ясно. И здесь игра является самой оптимальной формой занятия. Так, незаметно для детей, в процессе игры, педагог решает очень важную задачу.
Тренировка речевого дыхания
Для тренировки речевого дыхания можно использовать такие упражнения:
«Ветер-ветерок», «Прокати снежный ком», «Душистая роза», «Подуй на салфетку» и др. Очень важно, чтобы как можно раньше будут выявлены и развиты все потенциальные возможности ребенка, заложенные в нем природой, и тогда:
Дыхание свободно в каждой гласной, В согласных прерывается на миг.
И тот гармонии достиг,
Кому чередованье их подвластно.
Звучат в согласных серебро и медь,
А гласные даны тебе для пенья.
И счастлив будь, коль сможешь ты пропеть
Иль даже продышать стихотворенье.
Значение звуковой культуры речи очень важно, потому что:
– звуковая культура речи является основой общей культуры;
С. Маршак
- звуковая культура речи – средство, позволяющее передавать свои мысли, задавать вопросы, договариваться с другими детьми;
- в тоже время неясная речь ребенка затрудняет его общение как с другими детьми, так и со взрослыми, и может в дальнейшем наложить отпечаток на его характер.
Комментарии 0