Оратором называется человек, обладающий искусством произношения речи. Происходит от латинского слова orare и переводится как «говорить». Речь оратора должна воздействовать на аудиторию, быть внушительной и убедительной.
Ораторским искусством занимается наука риторика. Аристотель первый расширил степень познания риторики и провел анализ между ее приемами и принципами, написав об этом книгу «Риторика». Одним из самых древних способов убеждения является разработанная им концепция. Она предполагает деление аргументов выступления на виды этос, логос, пафос. Делятся аргументы по критериям чувственного, умственного, нравственного убеждения публики.
- Этос;
Значение переводится как «характер», «нрав». Это наличие устойчивого морального элемента аргументации. Этос полная противоположность пафосу. Аристотель определял его как изображение черт характера человека через речевой стиль. Он считал, что речь должна быть уместной, иначе даже сильная аргументация (логос) при хорошей подготовленности не спасет перед слушателями.
- Логос;
Означает «слово», «смысл». Логос определяет средства слова, которые используют для написания речи. Это логически написанный текст.
- Пафос.
Означает «страдание», «возбуждение». Это категория риторики, определяющая стиль и манеру выражения эмоций. Пафосный оратор оперирует аргументами, эмоционально воздействующими на публику.
Содержание
Ораторское искусство Древнего Рима
Древний Рим открыл миру многих теоретиков красноречия, чьи имена до сих пор известны и не сходят с учебников истории. Государственные вопросы этого периода решались исключительно на народных собраниях или суде. Образ оратора Древнего Рима приравнивался к Богу. Одним из самых известных представителей искусства этого периода считается блестящий оратор и философ Марк Фабий Квинтилиан (36–96 гг. н. э.).
Марк Квинтилиан был предшественником и поклонником работ Цицерона. Организовал школу риторики в Риме, где стал известным преподавателем ораторского искусства и участвовал в воспитании своих учеников. Марк Фабий Квинтилиан известный литературный реформатор того времени, главным трудом его жизни стали книги «О причинах упадка красноречия» и «Образование оратора». Квинтилиан внес огромный вклад в развитие и анализ красноречия и в воспитании этих навыков у детей.
Квинтилиан считал главной обязанностью выступающего обладать красивой и чистой речью, соблюдать этический и нравственный долг. Он полагал, что оратор, изощренный в красноречии это мудрец, разбирающийся в науках и речевом искусстве, который должен быть воедино с природой и непрерывно практиковаться.
Квинтилиан разработал специальную систему о воспитании. Он говорил, что для овладения ораторским искусством в совершенстве необходимо с детства развивать специальные черты характера у ребенка. Отдельную главу о воспитании оратора Квинтилиан посвятил работе учителя, предлагая специальные упражнения и список рекомендаций по чтению литературы. Философ считал правила по риторике не обязательными для оратора. Квинтилиан предлагал их менять под оратора и сложившиеся обстоятельства, отступив от давно сложившихся правил по построению слова.
Марк Фабий Квинтилиан разделял риторику на пять частей, которые должен придерживаться каждый харизматичный оратор:
- Произнесение;
- Память;
- Изложение;
- Расположение;
- Изобретение.
Главное для оратора Квинтилиан считал отсутствие в речи высокомерия. Выступление должно быть скромным и предельно ясным.
Ораторское искусство Эпохи Возрождения
Ораторское искусство перешло на новый этап развития в период Эпохи Возрождения. Эпоха Возрождения стала временем расцвета судебного ораторства и торгового красноречия. Искусство риторики периода возрождения выражалось в литературных произведениях и дополнилось живой речью, дальше уходя от использования книжной латыни.
Личность оратора в риторики Эпохи Возрождения имело принципиальное значение. Кумиром для публики был философ и блестящий оратор Цицерон.
Главными условиями выступающего человека для публики в Эпоху Возрождения была доброжелательность и благотворительность. Эти качества помогали расположить аудиторию к себе, происходило полное взаимопонимание и образование доверия публики к оратору. Для выступления использовали возвышение для оратора. Эпоха Возрождения стала новым этапом в развитии духовной жизни людей.
Типы ораторов
Ораторы различаются между собой по темпераменту и манере преподносить информацию. Различают следующие типы ораторов:
- Эмоциональный тип;
Оратор эмоционального типа натура впечатлительная. Слова пропитаны собственными пережитыми эмоциями и чувствами. Он способен перейти на повышенный тон или крик. Монолог наполнен страстью и не содержит четкого плана, присутствует активная жестикуляция. Эмоциональный вид склонен к преувеличению, поэтому аудитория воспринимает его не серьезно. Харизматичный оратор эмоционального типа способен агитировать, но не способен воодушевить словом. Речь имеет интуитивный характер, предсказать ход развития выступления не возможно.
- Рациональный тип.
Оратор рационального типа эмоционально сдержанный человек, держащий чувства при себе. Речь рационального оратора состоит из прописанного заранее плана, наполнена логически построенными рассуждениями и выводами. Она легко заведет собой слушателей, воздействуя на рациональное мышление и веру в произнесенные слова.
Личность оратора и навыки красноречия
Русский мыслитель и ученный М.В.Ломоносов видел в ораторе человека остроумного, красноречивого, обладающего феноменальной памятью. Красноречивый оратор должен быть интеллектуально подкованным, грамотным, запоминающимся, обладать логической и образной памятью, разносторонним мышлением.
Харизматичный оратор предполагает наличие врожденных способностей к ораторскому искусству. Врожденный дар к красноречию вытекает из особенности строения нервной системы и работы головного мозга.
Для публичного выступления оратору понадобится наличие специальных навыков. Они имеют большое значение и делятся на основные и приобретенные.
- Основные навыки оратора состоят из изучения специальной литературы, умения провести анализ выступления, написания речи, и знание такой науки, как риторика.
- Приобретенные навыки состоят из подготовки к выступлению, ответов на вопросы аудитории, убедительности слов, установлению связи с аудиторией, анализа выступления.
Развить навыки красноречия поможет чтение литературы по ораторскому искусству, тренировка речи, анализ выступлений на сцене людей. Еще в свое время Цицерон изрек, что поэтами рождаются, ораторами становятся.
Добьется успехов в ораторском искусстве человек, сочетающий следующие качества характера и способности:
- Внимательность;
Поможет правильно оценить происходящие события, эмоциональный настрой аудитории, для правильного и своевременного реагирования на нее.
- Правильное рациональное мышление;
Поможет оратору мыслить в соответствии с законами логики, внимательно проанализировав информацию, воспроизводить монолог грамотно и последовательно, проводить анализ речи.
- Самостоятельность;
Оратор должен критично относиться к полученной информации, иметь собственное мнение, независимое от настроения окружающих.
- Приятная речь;
Речь, произнесенная скучно не заинтересует аудиторию. Она должна быть хорошего качества, слова грамотно построены, приятной на слух и волнительной.
- Присутствие эмоциональной нотки.
Сухой текст без «живого» слова только оттолкнет слушателя. Пламенный оратор знает, когда дополнить речь эмоциональным словом и «пустить» слезу.
Внешний вид и имидж оратора
Любой слушатель еще и зритель, помнить эту психологическую особенность человека надо всегда. До начала речи аудитория внимательно рассмотрит внешний облик оратора и оценит его качества. Независимо от цели и содержания речи внешний вид требует внимательного, тщательного к себе отношения.
Одежда оратора должны быть простой и элегантной, хорошего качества, соответствовать мероприятию и оставлять приятное впечатление. Цвет выбирается спокойный, желательно темных тонов. Отсутствие запаха, пятен на одежде и нелепого вида является залогом расположения публики к оратору.
Любая мелочь в одежде должна быть продумана, составляя общий имидж оратора как успешного, целеустремленного человека. Во время выступления нельзя хаотично махать руками, раскачиваться из стороны в сторону, перебирать ногами. Жестикуляция должна быть в меру. Поза оратора обязана выглядеть естественно. Лишние движения и активная жестикуляция отвлекают публику от речи, придают несерьезный вид выступлению.
Для выступления используется специальное возвышение для оратора, чтобы зрители могли лучше слышать и видеть выступающего. Трибуна оратора понадобится и для его удобства. На нее можно положить подготовленные записи.
Помимо внешнего облика оратора внимание заслуживает его речевой имидж.
- Наличие моральных качеств в воспитании оратора, знание наук, умение владеть словом;
- Знание речевой стилистики, умение грамотно использовать стили по назначению;
- Умение пользоваться интонацией.
Виды и стили ораторской речи
Ораторская речь подразделяется на следующие виды:
- Социально-политическая;
Речь направлена на решение социальных, экономических и политических вопросов, представляет определение задач и целей. Выступление несет для аудитории практические рекомендации к действию. Политические ораторы организовывают доклады или дипломатические речи на соответствующие темы, вступают в дискуссию с соперниками, соблюдая этические нормы и правила поведения.
- Академическая;
Речь направлена на рассмотрение новых фактов, проводимых исследований, тестов. Выступление проходит как научный доклад или лекция.
- Судебная;
Речь влияет на решения суда, формирует соответствующий настрой судей и публики в зале суда. Цель речи на судебном процессе представляет собой вынесение законного решения, соблюдая правила, из которых состоит этика судебного оратора. Судебная речь делится на обвинительную, адвокатскую, общественную и речь обвиняемого.
Этика судебного оратора должна соответствовать нормам морали и качества, так как слова оратора оказывают непосредственное влияние на судьбу обвиняемого, доказывают или опровергают причастность к делу. Судебный оратор несет полную ответственность за содержание выступления.
- Бытовая;
Речь освещает собой бытовую жизнь личности в свободном стиле изложения. Выступление проводится на юбилеях, застолье, днях рождения.
- Церковная.
Самый старый вид красноречия, с богатой историей. В церковной речи отражен интерес к духовному миру человека, происходит затрагивание темы привычек.
Ораторская речь тщательно готовится по книжным и научным источникам, которые определяют стиль речи выступления. Различают следующие стили ораторской речи:
- Деловой ораторский стиль речи направлен на доведение до аудитории информации. Главная цель научного стиля доведение и доказательство истинности произносимой информации для публики.
- Художественный стиль носит эстетическую направленность.
- Разговорный стиль резко отличается от книжного. Его цель — общение.
- В устной форме оратор раскрывает бытовые и личные темы при выступлении.
Ораторское искусство в современном обществе
Добиться небывалых успехов в современном мире поможет овладение ораторским искусством. В настоящий момент разработано много методик и книг по ораторскому искусству. Поможет начинающему оратору в написании речи и подготовки к выступлению книга «101 совет оратору» и система Станиславского для оратора. Автор книги «101 совет оратору» Радислав Гандапас известен тренингами по ораторскому искусству. В книге содержатся практические советы начинающим авторам по проведению выступления на публике.
Главным является практика, только благодаря ей можно натренировать свои навыки и научиться правильно общаться с публикой.
В Лондоне, например, до сих пор существует Уголок ораторов. Уголок для ораторов находится на площадке Гайд-парка в Лондоне, где каждый желающий может высказаться на публику, провести анализ выступлений других или потренировать навыки.
Образовался Уголок в 1872 году во время беспорядков в Лондоне, протеста рабочих и стал символом свободы слова. Уголок ораторов посещали Карл Маркс, В. В. Ленин и другие народные деятели бывшие в Лондоне, он имеет богатую политическую историю. До сих пор в Лондоне не заканчиваются речи, их слушают туристы или местные жители.
Комментарии 0