Site icon yourspeech.ru

Ребёнок и его речь

Формирование речи начинается сразу после рождения. Да-да! Новорожденный учится воспринимать и понимать родителей, слышать и слушать, воспроизводить звуки (гуление), лепетать.

Первая улыбка− это тоже речевое развитие, ведь для малышей до года свойственно эмоциональное жестовое общение с помощью движений, мимики. А после года наступает пора, когда ребенок может не только показать, но и пытается вербально объяснить, что ему нужно.

Развитие речи ребенка

Нейротипичный двухлетний ребёнок уже в состоянии говорить короткими фразами из 2–4 слов, может самостоятельно задать элементарный вопрос, например, «Что это?». Он по собственной инициативе обращается к сверстникам и знакомым взрослым, пользуясь тем активным словарём, который ему доступен.

Несовершенство произносительной стороны речи малыша в 2 — 3 года – закономерное явление. В этом возрасте дети пока ещё произносят неправильно большинство звуков, пропускают звуки при произнесении слов и отдельные слоги при произнесении многосложных слов, смягчают согласные звуки. Голос некоторых детей ещё тихий и слабый, даже простые слова они произносят невнятно, и это тоже вариант нормы. Слова в их предложениях часто не согласованы, фразы построены неправильно. Неумение формировать правильные грамматические формы – это норма данного возраста.

Если ребёнок в 2 года не говорит или говорит очень мало, в основном используя отдельные вокализации, звукоподражания или лепетные слова, не стоит спокойно ждать внезапного скачка речевой активности.

Даже если речевое отставание обусловлено генетической предрасположенностью, стоит обратиться к специалисту для предварительной оценки нормы /патологии. До 3 лет коррекция речевых нарушений не требует больших временных и материальных затрат, после этого срока что-то исправить уже гораздо сложнее.

Особенно внимательно стоит отнестись к речевой задержке в 2-2.6 года, если в анамнезе имелись следующие факторы:

Речевое отставание в 2 года может быть у гиперопекаемых детей, когда у них нет повода для использования речи, а также у детей, растущих в семьях с малоговорящими родителями.

Почему важно показать ребенка специалисту?

Если ребёнок в 2 года не разговаривает по причине бедной речевой среды, задержку речевого развития можно компенсировать самостоятельно в короткие сроки.

Если же недоразвитие речи было вызвано функциональными нарушениями центральной нервной системы, коррекцией речи должны заниматься специалисты – невропатолог, психоневролог, логопед, психолог, дефектолог.

Обязательно стоит показать ребенка 2-2.6 лет специалисту, если:

Среди НЕ специалистов бытует неверное мнение, что к логопеду нужно вести ребёнка после 4,5–5 лет. Это утверждение истинно лишь отчасти, для коррекции фонетического недоразвития речи у говорящего дошкольника, когда к пяти годам отдельные звуки могут появиться самостоятельно, и исправлять их не придётся. Если же ребёнок не говорит в 2 года, нарушение имеет другой механизм развития, и коррекционные приёмы здесь применяются совершенно другие.

Exit mobile version