Современные врачи очень озабочены сидячим образом жизни сегодняшних детей. Именно низкая подвижность приводит к ожирению, проблемам с мышлением, а если добавляется неправильное питание, то это прямой путь к хроническим заболеваниям уже в детском возрасте. Спортивная нагрузка, напротив, оздоравливает организм и положительно влияет на физическое и психологическое развитие.
По словам главного специалиста, терапевта Министерства здравоохранения 30-летние наблюдения за здоровьем людей выявили твердую закономерность: большинство детей, которые имели повышенный индекс массы тела (то есть были пухлыми или даже толстячками), к 40 — 45 годам имеют диагноз «ожирение». А значит, и сопутствующие проблемы со здоровьем.
Борьба с гиподинамией
Любопытно, что сегодня школьникам для борьбы с гиподинамией дают те же рекомендации, которые когда-то применялись к взрослым. Все эти: поднимайтесь по лестнице, а не в лифте, одну остановку до дома пройдите пешком и т. п. Однако этого мало для полноценного развития ребенка. Ему обязательно нужен спорт по душе.
Но какой? И в каком возрасте отдавать малыша на занятия? В исследовании итальянских педиатров приводятся такие данные.
У российских родителей классификация итальянских педиатров может вызвать оторопь. Ведь многие известные люди с раннего возраста отдают детей в спорт, ожидая олимпийских успехов. Пояснил ситуацию известный спортивный врач, невролог, реабилитолог Виктор Косс:
Нужно понимать, какой мы рассматриваем спорт, любительский или профессиональный. Действительно, более физиологично, более правильно с точки зрения развития ребенка до 7 лет заниматься с ним физкультурой, а не спортом. В том же дзюдо или самбо есть определенные физиологические нормы, и основные тренировки там начинаются с 7 — 9 лет, а до 7 лет ребенок проходит физическую подготовку. Если начинать заниматься профессионально раньше — то, что делают тренеры, не думая о последствиях, то, конечно, это вредит здоровью ребенка. Взять, например, девочек, которые занимаются художественной гимнастикой и становятся мастерами спорта в 12 лет. Они за это платят своими растянутыми и разорванными связками, проблемами с тазобедренными суставами, позвоночником… Но ради высоких достижений взрослые закрывают на это глаза.
Образ жизни
Основываясь на познавательно-поведенческой модели депрессии, необходимо учитывать тот факт, что на мысли, настроение и поведение ребёнка напрямую влияет образ жизни. Образ, затрагивающий физическую активность, закрепляется, как правило, на долгие годы – с такой моделью человек может прожить всю жизнь.
Дети, «закреплённые на стуле и диване», без соответствующего сокращения рациона питания, превратятся во взрослых с лишним весом и ожирением. Пример возможного решения проблемы – увеличенное время игры со сверстниками. Это может как улучшить настроение, так и самооценку («другие дети любят играть со мной»). Самое главное – стимулировать и своевременно направлять ребёнка и обязательно сократить или исключить ему интернет-телевизионное время.
Почему не стоит поощрять сидячий образ жизни?
Много действий, связанных с «сидением», рассматриваются современными детьми как радостные события, например видеоигры. Взрослые закрепляют такие радостно-событийные связи и сами не хотят перемен. Успехи детей часто поощряются их родителями исключительно походами в заведения общественного питания. Далее на помощь приходит реклама, пропагандирующая радость совсем не от здоровой пищи. Круг замыкается. Выйти из него помогает, чаще всего, либо осознание лишнего веса и связанных с ним психологических проблем, либо серьёзные нарушения здоровья. Не надо забывать, что поощрение сидячего образа жизни может привести к нарушению социальной адаптации – в этом ещё одна связь развития депрессивных состояний, ожирения и малоподвижного образа жизни.
Комментарии 0