Site icon yourspeech.ru

Как совмещать работу над лексикой с другими задачами? И нужно ли совмещать?

Зачем же совмещать добавлять работу над лексикой в занятие по звукопостановке? Говорят, так делать нельзя. Поясняя данную позицию, тут действительно есть, о чем поговорить.

Мы убеждены, что организация занятий лексическим темам — это отличный способ развития речи и мышления ребёнка. Но! Это не значит, что все занятие необходимо перестроить под эту самую тематическую лексику и предать звуков ради, например, антонимов или фразеологизмов.

Обратимся к онтогенезу

В норме накопление и систематизация словаря происходит имплицитно, скрыто — мышление «дозревает» и классифицирует те или иные лексические категории, обобщает и противопоставляет значения само, без прямого обучающего воздействия взрослого. В коррекции мы искусственно сужаем лексическое поле занятия так, чтобы ребёнку было легче сделать выводы о близости понятий внутри группы, закрепить определенный словарь, характерный для темы (кенгуру ближе к Африке, чем к посуде; лось — это что-то близкое к белке и мухомору, а не к кораллам). Внутри лексической темы удобно организовывать занятия по грамматике и связной речи.

Two happy cheerful girls running to school

Но и звуковую сторону речи можно развивать в рамках лексической темы. Внимание! Я не говорю о том, чтобы все бросить и заниматься лексикой. Этапы и принципы работы остаются привычными. Но мы можем продлить имплицитное влияние тематических атрибутов и тематического же речевого материала для закрепления образов и свойств предметов, явлений и формирования семантического поля.

Например:

Конечно, на первых порах легко запутаться в материалах по каждой лексической теме, ведь получается, что каждая тема требует своего оборудования.

Задания по обогащению детской речи

С целью обогащения детской речи лексикой человеческих отношений эффективно использовать задания следующего характера:

Слово рассматривается в его роде – видовых отношениях, связях с родственными словами, показывается в окружении.

Работа с синонимикой – наиболее важная область работы по обогащению словаря младших школьников. Практическая работа с синонимами в начальных классах, наблюдения над ними формируют у детей понятие о синонимах без сообщения теоретических сведений о них. При этом необходимо показывать детям, что несмотря на совпадение основных значений в словах – синонимах, в основе явления синонимии лежит не безразличная замена одного слова другим, а более точная передача мыслей говорящим, уточнение смысла высказывания. Только в контексте можно показать различие этих слов по ширине употребления, лексической сочетаемости.

Exit mobile version