Site icon yourspeech.ru

Как использовать скороговорки для развития речи и дикции у детей

В современном мире стремительного развития гаджетов и интерактивных игрушек, ребенок учится обращаться с компьютером уже с трех лет. Высокие технологии заменяют общение с родителями и сверстниками. Такая тенденция приводит к печальным последствиям – все больше детей сталкивается с проблемами дикции и нуждается в помощи логопеда.

При этом родители каждого малыша желают, чтобы ребенок к школе не имел проблем речи и обладал большим словарным запасом. Даже если вы воспользовались услугами логопеда, желательно делать упражнения дома, помочь детям в преодолении проблемы в произношении ряда звуков и научить говорить чисто и внятно. Для коротких и веселых домашних занятий неплохо подойдут скороговорки.

Что за зверь – скороговорка?

Ответ на данный вопрос будет казаться легким не только взрослым, но и многим детям. Скороговорка – безобидная и смешная игра в повторение на скорость трудных для произношения фраз и стихов. Так описывает её специалист по детскому фольклору В.П. Аникин.

Кажется несложным повторить «У двора на траве дрова», но скороговорка просто не дается. Трижды повторяющиеся сочетания согласных «дв», «тр», «др», как будто дразнят нас. Поэтому игра становится более интересной, т.к. это уже не просто труднопроизносимые звукосочетания, а ещё и путаница, которая заключается в перестановке звуков, чем-то похожих, и чем-то отличающихся друг от друга.

Текст каждой скороговорки представляется как уникальная игра речи. Они не похожи друг на друга, и в этом заключается секрет их очарования. Не просто так появилась в народе и такая скороговорка: «Всех скороговорок не переговоришь и не перевыговоришь».

В русском фольклоре есть скороговорки содержащие слово, состоящее из корней нескольких слов или включающих в себя не по одной приставке и суффиксу:

«Дровоколорубы

Рубили дубы.

Стволы белодубовые,

Гладкотесовыструганные.»

Или

«Сшит колпак, да не по-колпаковски;

Вылит колокол, да не по-колоколовски.

Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать;

Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.»

Такая сложная скороговорка представляет собой не только грамматическое упражнение, которое служит тренировкой развития ребенка в обдуманном употреблении частей речи и набора слов, но также увлекательная игра в детское словотворчество, способствующее хорошей дикции.

Фольклорные скороговорки подойдут дошкольникам, из них можно подобрать подходящую для любого возраста. Литературные скороговорки более сложные, т. к. они более объемные и сложные по ритму, и содержат в себе путаницу в сочетании звуков и по смыслу. Примером такой словесной игры является перевертыш Д. Храмса «Иван Топорышкин». Такие упражнения подойдут развития для детей шести лет.

В чем поможет скороговорка

К помощи скороговорок в обучении прибегают опытные педагоги, логопеды, лингвисты и даже психологи.

Основными функциями скороговорок в развитие речи ребенка являются:

Вышеперечисленный список основной, но не закрытый, к нему можно добавить ещё некоторые второстепенные.

Часто скороговорки используют для решения проблемы проглатывания звуков у детей, торопящихся при разговоре. Так как мало произнести скороговорку быстро, она должна быть понятна на слух. Такие упражнения научат ребенка говорить более четко, не теряя окончаний слов в речи.

Скороговорка предполагает развитие способности концентрироваться и улавливать смысл сказанного. Поэтому прослушивание будет хорошей подготовкой к школе, где нужно будет воспринимать много информации на слух.

Также скороговорка, являясь предметом русского фольклора, знакомит детей с историей и культурой.

Знакомство со звуками

Часто, при обнаружении дефектов дикции у ребенка, родители бессистемно пытаются учить сразу всем буквам, с которыми есть проблемы. Такой подход не может решить вопрос развития дикции.

Причиной этому является то, что постановка отдельных звуков строится на базе другого звука. Таким образом, звук «ж» получается из звука «ш», а звук «з» из «с».

Грамотно будет построить обучение правильному произношению звуков у детей в следующем порядке: ш-ж, с-з, щ, ц, ч, л-р.

Свистящие «с» и «з» рекомендуется учить после шипящих «ш» и «ж» по нескольким причинам:

Звуки «щ», «ц» и «ч» ставятся после вышеуказанных звуков, потому что требуют от ребенка умения произносить следующие звуки:

Звуки «л» и «р» будут самыми сложными, поэтому их ставят последними. Звук «Р» — достаточно проблематичный для большинства дошкольников, часто ставят уже в 6 лет.

Подготовим язычок к скороговорке

Прежде чем просить детей воспроизвести скороговорку нужно подготовить к воспроизведению звука, используемого в ней. Сделайте с ним гимнастику для язычка, произнесите изучаемый звук.

Важно отметить, что это упражнения, которые помогут подготовить ребенка к правильной дикции, а не сама постановка звука. Теперь, сделав зарядку для язычка, приступим к скороговоркам.

Изучаем скороговорки

Чтобы изучение скороговорок происходило с отдачей для дикции, важно тщательно подготовиться и поэтапно осваивать:

Скороговорки нужно периодически менять, потому что детям надоедает постоянно говорить одно и то же. Для изучения выбранной группы скороговорок достаточно дней 10–15. Потом замените на новые.

4 совета для работы со скороговорками

Вот так, выполняя несложные упражнения, можно помочь детям приобрести хорошую дикцию и накопить обширный багаж словарного запаса к школе. Ведь скороговорка на протяжении веков показала себя эффективным и увлекательным средством для улучшения качества речи, как детей, так и взрослых.

Exit mobile version