Site icon yourspeech.ru

Причины предубеждения в общении с собеседником

Предубеждение – это негативное или предвзятое отношение к человеку, сложившееся под влиянием различных факторов. Оно может существенно осложнять процесс общения, затрудняя взаимопонимание и продуктивное взаимодействие. Рассмотрим основные причины, вызывающие предубеждения в общении.

Продуктивность коммуникации снижается до минимума из-за барьеров, одним из которых являются человеческие предубеждения. Люди нередко навешивают ярлыки на собеседника уже при первом знакомстве и даже до него. Они заранее настраивают себя на то, что общение будет неприятным, потому что им неприятен оппонент. Такая заочная неприязнь рождается под влиянием разных причин.

Стереотипы

Устойчивые, зачастую упрощённые представления о людях определённой социальной, национальной, профессиональной или возрастной группы могут становиться источником предубеждений. Стереотипы формируются под влиянием культурных и информационных факторов и служат своеобразными «ментальными ярлыками».

Предыдущий негативный опыт

Если в прошлом человек уже сталкивался с неприятными ситуациями, связанными с представителями определённой категории людей, то это может сформировать устойчивое предубеждение. Подобный опыт закрепляется в сознании и проецируется на новых собеседников.

Маркировка «свой-чужой»

На уровне подсознания мы делим всех, с кем встречаемся по жизни, на две группы: своих и чужих. И опять же, на уровне подсознания свои для нас лучше, чем чужие. Потому что чужие несут в себе потенциальную угрозу, а свои кажутся безопасными. Конечно, в реальности бывает с точностью до наоборот, но чтобы в этом убедиться, необходимо построить с человеком продуктивное общение. А это как раз сложно, если вы находитесь в плену предубеждений.

Люди из категории свои априори вызывают у нас благосклонность и расположение. От чужих мы сразу ждем подвоха, так что в лучшем случае относимся к ним с недоверием, а в худшем — с сильной неприязнью. И из этих негативных чувств рождаются конфликты, нередко довольно острые.

Мы делаем огромную ошибку, когда считаем всех представителей группы «свои» хорошими, а «чужих» — плохими. Подобных суждений следует активно избегать.Недостаток информации. Когда человек обладает ограниченными или искажёнными сведениями о ком-либо, это повышает вероятность формирования предвзятых суждений. Дефицит знаний о культурных, этнических, социальных и иных особенностях собеседника может стать питательной почвой для предубеждений.

Эмоциональные факторы

Негативные переживания, тревога, страх, недоверие могут сформировать своего рода «эмоциональный фильтр», искажающий восприятие собеседника. Так, например, стресс или раздражение способны усиливать предубеждённость, а различие в возрасте, социальном статусе, уровне образования, политических взглядах и т.д. могут порождать психологический барьер, способствующий развитию предубеждений. Такие различия нередко воспринимаются как угроза привычному миропорядку. Так же мнения, транслируемые СМИ, лидерами общественного мнения, референтными группами, способны серьёзно влиять на формирование предубеждений в отношении тех или иных категорий людей.

Научные теории

Одна из самых распространенных теорий базируется на тезисе об ограниченности ресурсов. За них людям постоянно приходится бороться, и значит неизбежно возникает конкуренция. Под ресурсами может пониматься что угодно: материальные ценности, карьерный рост, пространство для самовыражения и т. п.

В качестве примера можно привести неприязненное отношение местного населения к трудовым мигрантам, которые якобы занимают все рабочие места и ущемляют в правах коренных жителей. Негатив может перерасти в откровенную ненависть ко всем иностранцам и в идею о расовом превосходстве.

Еще одна популярная теория касается процесса социального научения. Дети учатся неприязненному отношению к «чужим», глядя на пример своих родителей. Если взрослые в семье осуждают людей с низким достатком, то и ребенок скорее всего вырастет с предвзятым мнением на счет них.

На суждения подрастающего поколения влияют и сверстники-друзья, и учителя, и другие авторитеты. Например, если в среде подростков принято издеваться над ребятами из неблагополучных семей, то негативное отношение к «людям второго сорта» сохранится и во взрослой жизни.

Для преодоления предубеждений необходимы осознание их природы, расширение знаний о собеседнике, развитие эмпатии и толерантности. Только открытое, непредвзятое общение позволяет установить подлинный контакт и взаимопонимание.

Exit mobile version