Формирование самостоятельности у детей


Недавно было проведено исследование, которое показало, что в России 40% молодых людей уже обзавелись к зрелому возрасту (18-35 лет) собственным гнездышком, более четверти опрошенных сказали, что все еще проживают с родителями, и 27% респондентов снимают жилье. По словам экспертов, ключевым мотивом иметь свою недвижимость является желание начать самостоятельную жизнь отдельно от родителей.

Мнение, что настоящая самостоятельность начинается только за пределами отчего дома, – это стереотип, причем не только среди детей, но и среди родителей. Если ребенок живет отдельно от взрослых, это еще не является гарантией того, что он будет сам решать свои вопросы и проблемы. На самом деле самостоятельность формируется еще в дошкольном возрасте и это длительный и трудоемкий процесс.

Формирование самостоятельности у детей младшего и старшего дошкольного возраста

Развитие ребенка в возрасте от года до трех лет считается одним из важнейших этапов в его жизни. Эксперты считают, что это переходной период между моментом рождения и обретением осознанности действий. За 2 первых года жизни ребенок делает достаточно серьезный скачок в своем развитии. Именно в этом возрасте он осваивает жизненно необходимые навыки.

Дети в этом возрасте начинают проявлять инициативу, но не все, что они хотят, они могут сделать самостоятельно, поэтому родители часто боятся доверять ребенку самостоятельное выполнение каких-либо дела. Главное, что должны помнить родители: нельзя препятствовать проявлению инициативы, или наоборот, заставлять делать что-то через силу.

Дети от года до трех лет не умеют лениться: если они что-то не хотят делать, значит, на это есть какие-то причины. Если ребенок сопротивляется есть самостоятельно, возможно, он пока просто не может делать это сам в силу своего развития или потому что хочет, чтобы родитель уделил ему внимание.

Развитие навыков

Давайте рассмотрим, как развить конкретные навыки у малышей:

  • Прием пищи: в процессе взросления ребенка можно заметить, как он проявляет стремление к самостоятельному приему пищи. Сначала он кладет ручку на свою бутылочку, через несколько месяцев уже самостоятельно держит ее и т.д. Как только ребенок научится держать ложку, давайте ему ее всегда, когда он садится за стол. В первое время у него может не получаться кормить себя самому. Чтобы он не оставался голодным, кормите его одной ложкой сами. Не ругайте ребенка, если он что-то уронит или испачкается. Не забывайте хвалить его за первые успехи.
  • Самостоятельное одевание: показывайте ребенку, как правильно надевать одежду, и последовательность процесса. Так же важно комментировать свои действия. Теперь надеваем футболку». Необходимо сразу учить правильно одеваться, т.к. переучивать сложнее. Учитывайте вкусы вашего ребенка: ему будет приятно осваивать новый навык, используя при этом свою любимую одежду. Приучайте его одеваться в спокойной обстановке, помогайте ему, когда это требуется.
  • Опрятность: если ребенок, смотря на то, как вы умываетесь или чистите зубы, хочет повторить ваши действия, не отказывайте ему. Сначала он может делать это нелепо, и это нормально. Любое проявление инициативы привести себя в порядок должно поощряться родителями. Объясняйте малышу, почему важно чистить зубы, причесываться, умываться. Показывайте на своем примере, как это делать правильно.
  • Пользование горшком: к этому процессу нужно подходить с максимальным спокойствием. Если у вашего ребенка пока не получается подружиться с горшком, это не повод расстраиваться. А значит, и ваш малыш не будет исключением. Отметьте, через какие промежутки времени ребенок ходит в туалет, и своевременно сажайте его на горшок.

Какой бы конкретный навык вы ни развивали, важно запастись терпением и временем: в таком возрасте малышам требуется достаточно много времени, чтобы чему-то научиться, и промахов на этом этапе тоже будет достаточно

Дети старшего дошкольного возраста осознаннее подходят к выполнению различных задач и принятию решений. С ними действует такой же принцип воспитания самостоятельности, как и с детьми младшего возраста: поощрение инициативы, похвала за успехи, демонстрирование на своем примере. В этом возрасте дети могут развивать самостоятельность через творчество: покажите образец рисунка и предложите повторить его, но используя совсем другие цвета. Так ребенок проявит инициативу и разовьет воображение.

Ребенку в 6-9 лет необходимо предоставлять право выбора, а если его выбор может привести совсем к нежелательным последствиям, важно объяснить ему это. В этом возрасте ребенок уже готов к роли старшего, поэтому не бойтесь доверять ему простые задачи, которые касаются его младших братьев или сестер.


Понравилось? Поделитесь с друзьями!

Прочитали? Покажите вашу реакцию!

Мило Мило
0
Мило
Классно Классно
0
Классно
Ха-Ха-Ха Ха-Ха-Ха
0
Ха-Ха-Ха
Вот те на Вот те на
0
Вот те на
Ох! Батюшки! Ох! Батюшки!
0
Ох! Батюшки!
Печалька Печалька
0
Печалька
Тьфу Тьфу
0
Тьфу
Что за чёрт? Что за чёрт?
0
Что за чёрт?

Комментарии 0

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Формирование самостоятельности у детей

Войти

Забыли пароль?

Back to
Войти
Adblock
detector