7 упражнений на развитие мышления у дошкольников


Дети думают иначе, чем взрослые. Поэтому крох иногда так сложно понять. Дети любознательны и неусидчивы. Они стремятся как можно быстрее познать окружающий мир. Период с рождения и до младших классов школы сензитивен для развития мышления. И задача взрослых – помочь детям в это время.

Этапы развития мыслительных процессов

Развитие мышления у детей дошкольного возраста происходит в четыре этапа:

  • Этап. Наглядно-действеннный. Такой тип мышления формируется в возрасте до двух лет и зависит от действенного потенциала. Дети на данном этапе размышляют через движения. Они изучают мир, касаются предметов, берут в руки. Иногда они могут смять или сбросить предмет, чтобы узнать, как он поведет себя в такой ситуации. Для родителей важно – поощрять любознательность детей и помогать им.
  • Этап. Наглядно-образный. Развитие наглядно образного мышления в дошкольном возрасте начинается с двух до шести лет. Ребенок изучает мир, прикасаясь к нему, анализируя его особенности. Для дошкольников представление об окружающем складывается в образы. Дети рисуют что-либо так, как это представляют в сознании. В речи они также говорят о сложившихся образах.
  • Этап. Словесно-логический. В возрасте от пяти до семи лет дети анализируют вещи и используют выводы в речи. Поэтому важно в этом возрасте давать детям логические задания для конструктивного и действенного познания окружающего мира. Они лучше понимают, как все устроено, поэтому дают всему логичную оценку. Например, домашний питомец ассоциируется не только с именем и с тем, что он живет дома. В представлении дошкольников это животное, которые питается определенной едой и ведет какой-то свой образ жизни. Подражая взрослым, ребенок старается как можно больше услышанных слов употреблять в речи. Ему интересно значение каждого слова.
  • Этап. Творческий. Этот этап не зависит от возраста дошкольников. Каждый человек наделен фантазией от рождения. Любой малыш способен на интересные и творческие решения. Главное для родителей – создать среду, в которой дети смогут развить в себе творческое начало.

Особенности конструктивного развития наглядно-действенного мышления

Мышление ребенка

Для действенного развития этого этапа мышления, а также улучшения мелкой моторики, помогут игры с разными текстурами. Предложите малышу перебирать маленькие камушки, пересыпать песок. Дайте кусочки тканей. Покажите, что шелк и бархат на ощупь совершенно разные.

Важно на этом этапе развития объяснить, что есть горячие и острые предметы, которых необходимо опасаться. Для этого покажите малышу, что если прикоснуться к теплой батарее будет слишком жарко.

Тогда ребенок поймет особенности предметов, что горячее обжигает и его нельзя касаться. Также и с острыми предметами. Покажите, что прикоснуться к чуть заостренному предмету неприятно. Не стоит проводить такие уроки с обжигающими и острыми предметами, так вы можете навредить малышу.

Особенности конструктивного развития наглядно-образного мышления у дошкольников

Для действенного развития наглядно-образного мышления помогут творческие игры. Вот небольшая картотека из них:

  • Незаконченные картинки. Нарисуйте на листе одинаковые фигуры. Предложите дорисовать что-нибудь к фигуркам. Например, из квадрата можно сделать домик, тумбочку. Пару кружочков превратить в лицо человека, мордочку кота или пуговицу. Такие игры, которые требуют творческого подхода, не предполагают правильного ответа. Ребенок мыслит образами, когда пробует дорисовать картинку, что необходимо для конструктивного развития.
  • Нарисуй мои слова. Скажите детям какое-нибудь предложение. Проявите фантазию. Например, такое творческое задание: нарисовать фразу «Заяц скачет на медведе». Помогайте с рисунком. Но основную часть картинки из упражнения малыш должен нарисовать сам.
  • Угадайка. Предложите малышу угадать слово. Опишите его так, чтобы в голове у него возник конкретный образ. Например, апельсин. «Это фрукт. Он круглый и оранжевый. На вкус кисло-сладкий»
  • Фигуры. Такие игры требуют подготовки. Распечатайте карточки с предметами разных форм. Затем сделайте карточку с квадратом, кругом, треугольником и прямоугольником. Разложите карточки с предметами и предложите положить квадратные предметы к квадрату, круглые – к кругу и так далее. Выбирайте различные фигуры и предметы для этого упражнения, постепенно усложняя задачу.

Особенности конструктивного развития словесно-логического мышления у дошкольников

Мышление ребенка

Формирование речи неотрывно связано с логикой. Для действенного и конструктивного развития словесно-логического мышления проводите с детьми развивающие игры. Например, такая картотека упражнений для тренировки речи:

  • Ситуации. Для игр этого типа подготовьте несколько карточек, на которых будут нарисованы части одной истории. Предложите ребенку выстроить карточки в логическую цепочку и рассказать историю.
  • Синонимы-антонимы. Для действенного развития речи можете поиграть с детьми в синонимы. Называйте слово и просите подобрать такое же или обратное по значению. Например, терять – находить, друг – враг.
  • Часть-целое. Объясните детям, что в речи есть слова, которые обозначают множество объектов, а есть те, которые показывают что-то конкретное. Называйте ребенку слова. Пусть он сам попробует понять, где часть, а где целое.

Особенности конструктивного развития творческого мышления у дошкольников

На протяжении всей жизни ребенку пригодятся навыки творческого подхода. Предлагая малышу упражнения творческого типа, вы развиваете действенное и быстрое мышление. Лучше всего записать его в кружок, где он сможет раскрыть все грани творческого потенциала. Например, в музыкальную школу или на уроки рисования. Предпосылки того, какой вид творчества детям будет интересен, легко вычислить, наблюдая за ребенком. Может, ваш любит танцевать или постоянно рисует.

Уделяйте достаточно времени для игр с чадом, и вы сможете с легкостью пройти вместе с ним все особенности этапов развития мышления.


Понравилось? Поделитесь с друзьями!

Прочитали? Покажите вашу реакцию!

Мило Мило
1
Мило
Классно Классно
8
Классно
Ха-Ха-Ха Ха-Ха-Ха
3
Ха-Ха-Ха
Вот те на Вот те на
1
Вот те на
Ох! Батюшки! Ох! Батюшки!
3
Ох! Батюшки!
Печалька Печалька
0
Печалька
Тьфу Тьфу
0
Тьфу
Что за чёрт? Что за чёрт?
0
Что за чёрт?

Комментарии 0

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

7 упражнений на развитие мышления у дошкольников

Войти

Забыли пароль?

Back to
Войти
Adblock
detector