Что должны знать родители о развитии эмоциональной сферы дошкольников

Развитие эмоциональной сферы дошкольников обеспечивает детям комфортное и счастливое будущее. Нет таких качеств и моральных принципов, которые ребенок впитывал бы с молоком матери. Поэтому долг родителей обучать детей с раннего детства. Причем не только чтению книг и таблице умножения, но и воспитывать социально устойчивыми. Тогда малыш вырастет общительным, дружелюбным, добрым, отзывчивым и психически уравновешенным.

Почему нужно заниматься эмоциональным развитием детей

Пока ребенок маленький, он не понимает, зачем делиться, помогать или говорить честно. Это должны объяснять родители.

Странно, но всегда найдутся родители, которые говорят, что неконтролируемый и пакостный характер ребенка не их вина. Даже можно взять причину масштабнее и ироничнее — виновата природа. Именно она заставляет дошкольников заполнить пробелы в знаниях бесконечным любопытством. А когда мама с папой отмахиваются от вопросов своей занятостью, то дети привыкают брать частные уроки в телевизоре, компьютере или у друзей.

Вот и корень бед: если взрослый мозг способен сортировать информацию, то детский впитывает без разбора.

Малыши формируют свое восприятие на эмоциях, которые со временем перетекают в устойчивые образы «хорошо» и «плохо». Сформированные образы влияют на поведение, привычки, способность общаться. А если вы не будете направлять их родительской рукой, то пассивно дадите добро на бомбу замедленного действия. Она напомнит о себе, когда ребенок достигнет подросткового возраста.

Негативные эмоции

Поэтому, дорогие родители, не повторяйте чужих ошибок — развивайте малыша с ранних лет. Отвечайте на вопросы, играйте в игры, делайте развивающие упражнения, читайте поучительные сказки и ставьте этюды. Подойдите к этому вопросу со всей серьезностью и такой труд вознаградится. Благодарность, уважение и любовь детей, будут лучшим подарком взамен на ваши старания.

Игры на развитие речи, эмоций, воображения

Обычные

Детские игры, как обычные, так и театральные, включают в себя: упражнения над работой с речью; этюды на черты характера, выразительность и эмоции; игры на внимание, память.

Практика показывает, что с помощью упражнений и игр, малыши развивают способность к наблюдательности, творческому мышлению и учатся социально адаптироваться.

Цель игр:

  • научиться воспринимать взрослых и других детей;
  • прислушиваться к своим и чужим чувствам;
  • развивать адекватную реакцию.

Не только родители занимаются развитием ребенка. Игры на работу над эмоциями практикуются воспитателями, детскими психологами, учителями начальных классов для успешного подхода к детям.
1 Мяч
Воспитатель выстраивает детей в круг и становится в центре. Потом бросает мячик любому ребенку, называет его имя и задает вопрос. Например, «Оля, что тебя больше всего смешит?». Оля отвечает и бросает мячик обратно. Воспитатель ловит мяч и переходит к следующему ребенку. Варианты вопросов неограниченны. Таким же способом можно спросить, что детей удивляет, расстраивает или пугает.

Игры с мячом социально адаптируют среди сверстников, открывают внутренние проблемы ребенка, его восприятие семьи и друзей.
Картинки
Воспитатель прячет картинки с эмоциями в коробку. Потом предлагает каждому ребенку достать одну картинку и показать мимикой эмоции, которые на ней увидит. Другие детишки и сам воспитатель вместе разгадывают, что же он показывает. Когда все в группе разгадали, то следующий идет за картинкой. Если нет картинок для этого случая, не беда. Самостоятельно нарисуйте мордашки, выражающие радость, грусть, удивление, гнев.

Игры с картинками развивают наблюдательность, внимание и просто веселят ребят.

Эмоции ребенка

Слова
Воспитатель называет любую эмоцию, а ребята вспоминают как можно больше слов, связанных с ней. Например, воспитатель говорит «радость», а дети подхватывают «улыбка, веселье, смех». Важно, чтобы в процессе игры участвовал каждый. Такие игры со словами улучшают память.

Эти игры пригодятся и родителям, если те возьмут их на заметку и усовершенствуют под развитие своего малыша.

Театрализованные

А Маленькие актеры

Дети по очереди играют одну из сценок, используя грим и костюмы, а остальные угадывают, какую сценку они показывают. Например: водолаз, грибник или человек под дождем.

Б Собственный театр

Группа вместе с учителем мастерит игрушки и декорации (фигурки из пластилина, бумаги; домики и другие игровые мелочи). Затем, дети придумывают историю и показывают ее, используя свои игрушки. В этой игре бесконечное поле импровизации.

В Голос

Все вырезают маски кошек, а воспитатель делает маску собачки, без разрезов для глаз. Когда маски готовы, ребята прикрепляют их к лицу и садятся вокруг воспитателя, у которого маска собачки. Потом воспитатель говорит: — кошка-кошка, мяукни! Кошка мяукает, и собачка ищет мяукнувшую кошку по голосу. Когда кошка найдена, воспитатель передает ей свою маску. Дальше ищут уже малыши. Воспитатель больше не играет, только наблюдает и подсказывает.

Упражнения для работы над эмоциями

А Музыка

Детям дают прослушать музыкальный отрывок, а затем задают вопросы:

  • Что напоминает эта музыка? (дерево, облако, дождь, ветер и так далее).
  • Какое у нее настроение? (веселое, печальное, праздничное, холодное, доброе и так далее).

Упражнение раскрывает фантазию и развивает мышление в образах.

Настроение

Б Идеи для плохого настроения

Воспитатель и ребенок меняются местами. По задумке, у воспитателя плохое настроение (плачет). Ребята по очереди предлагают свои идеи, чтобы воспитатель снова улыбался. Например, показать язык зеркалу, заплести красивые косички. В общем, у детей роль главных. Когда все дети выскажутся, улыбающийся педагог должен обязательно всех похвалить и сказать «спасибо». Упражнение приучает к ответственности, пониманию.

В Мешочки

Насыпать в плотные небольшие мешочки рис, горох, гречку, муку и раздать их малышам. Ребятишки на ощупь угадывают, что лежит в этих мешочках. Упражнение расслабляет и увлекает.

Этюды на выражение эмоций

Для изображения этюдов удобно взять отрывок из детской сказки или придумать свой образ.

  1. Теремок

Лисичка стоит у окна теремка и подслушивает, о чем разговаривает мышка, лягушка и зайчик в теремке. Глаза у лисички широко открыты, тело наклонено к теремку, чтобы лучше было слышно.

Этюд на выражение заинтересованности, внимательности.

  1. Конфеты

Девочка держит в руках воображаемую коробку с конфетами. К ней подходят ребята и угощаются придуманными сладостями. Улыбаются, когда разворачивают фантик, достают конфету, пережевывают и всем видом показывают, что воображаемая конфета существует.

Этюд на особенности мимики (радость, удовольствие).

  1. Дождик

Малыши пошли гулять в солнечный день. И тут поднялся ветер, полил сильный дождь. Ребята прячутся. Дождь прошел, выглянуло солнышко и дети, счастливые снова играют и бегают.

Этюд на быструю смену эмоций. Солнышко – весело, дождик – грустно.

Качественная работа преподавателей и родителей поможет сделать ребенка эмоционально и социально устойчивым; направить энергию детей в верном направлении; смягчить или полностью убрать недостатки в развитии.

В любом случае мудрые, опытные и внимательные взрослые, повлияют на всестороннее развитие дошкольника гораздо положительнее, чем интернет и телевизор.