Артикуляционная гимнастика для маленьких деток

Речь – инструмент человеческого общения. Речевой аппарат формируется постепенно, с раннего детства. Мышцы языка, верхняя и нижняя челюсти, губы и щёки учатся согласованной и правильной работе, ловкости.

Гимнастика и картотека упражнений

Артикуляционная гимнастика тренирует и развивает речевой аппарат. Цель занятий – проработка специфической для родного языка подвижности и постановки органов артикуляции. Итог регулярных тренировок — чёткое проговаривание каждого звука, звукосочетаний, плавные переходы одного звука к другому.

Гимнастика для развития речи в детском саду проводится воспитателем. Для занятий рекомендуется составить картотеку артикуляционной гимнастики. Обычно это набор плотных карточек одинакового размера с изображением позиции органов речи и описанием упражнений. На карточке размещаются стихотворения или рассказ, весёлый рисунок, сценка. Для каждого задания составляется своя карточка.

Методика проведения занятий

Артикуляция

Артикуляционную гимнастику рекомендуется выполнять ежедневно в одно время. Удачными для обучения считаются утренние часы. В одно занятие включают комплекс из 3–4 упражнений, на которые отводится 3–5 минут в младшей и средней группах и до 10-15 минут в старшей и подготовительной. При выполнении некоторых упражнений детей разбивают на группы.

Упражнение на артикуляцию выполняют сидя, с выпрямленной спиной. Остальные части тела располагаются удобно, расслабленно. Лицо воспитателя видно каждому ребёнку. Помещение заранее проветривается, обеспечивается достаточное освещение.

Занятия по артикуляционной гимнастике проводятся в игровой форме, чтобы вызвать у ребёнка интерес и желание продолжать обучение. Игровые формы представляются в виде весёлых заданий для вымышленного героя, сопровождаются чтением коротких стихотворений или песенок. Изучаемый звук ассоциируется со знакомым для ребёнка образом (насекомыми, животными, транспортом и т. д.).

Педагог знакомит детей с упражнением в игровой форме, затем демонстрирует его. При выполнении упражнения детьми прослеживается правильность артикуляции. После того как дети выполнили упражнение вместе, можно разбить их на группы по пять человек и закрепить результат, при необходимости подправить выполнение.

От простого — к сложному

В начале года даются простые упражнения, от которых переходят к сложным. Новые упражнения вводятся на смену усвоенным постепенно, не более одного на занятие. Если у большей части детей возникают трудности с заданием, его необходимо отрабатывать дольше, применяя новые игровые формы.

Преподаватель не оценивает ребёнка негативно, если он выполняет упражнение неправильно, а показывает правильное выполнение, подбадривая и побуждая к действию. В младших группах не акцентируют внимание на чрезмерном напряжении речевых органов, к старшему возрасту артикуляция естественным образом становится более плавной.

Если отдельным детям одно из упражнений даётся тяжело, а большая часть группы справляется успешно, нужно индивидуально отработать сложные моменты. При встрече с родителями воспитатель может рекомендовать задание на дом. При выявлении проблем с постановкой звуков, слабого развития речи для своего возраста, нарушения симметрии движений ребёнка следует направить к логопеду.

Упражнения для артикуляции

Подбор упражнений для каждой группы

Упражнения на артикуляцию не имеют возрастных рекомендаций. Один комплекс можно применять в каждой группе детского сада: второй младшей, средней и старшей. В зависимости от возраста детей различаются только требования к выполнению упражнений.

Для детей младшей группы от трёх лет основная цель гимнастики – знакомство с возможностями их органов речи. Им рассказывают о речевом аппарате, понятиях рот, язык, кончик языка, зубы, губы, щёки.

Подбираются несложные упражнения, демонстрирующие подвижность речевого аппарата:

  • вытягивание губ в трубочку;
  • растягивание губ с обнажением зубов (улыбка);
  • открытие и закрытие рта с помощью нижней челюсти;
  • изучение подвижности языка (вверх, вниз, в стороны, вперёд и назад).

Детям средней группы включают новые описания речевого аппарата: верхняя и нижняя губы, верхние и нижние зубы, «бугорки» за передними зубами. Упражнения усложняются, выполняются точнее. В этом возрасте тренируют умение делать язык широким, но при этом тонким.

В старшей группе правила выполнения заданий становятся более строгими. Можно увеличить темп упражнений. Преподаватель оценивает точность и правильность выполнения движений, чёткость произношения. В этом возрасте дети должны научиться быстро изменять положение речевых органов при смене звуков, сохраняя плавность речи. Важная цель занятий – добиться устойчивости положений артикуляции, развить умение удерживать определённую позицию несколько секунд.

Знания о речевом аппарате закрепляются повторением. Вводится понятие спинки языка, который учат делать то широким, то узким.

Уже к концу года для старшей группы могут проводиться занятия из курса подготовительной группы на умение хорошо различать звуки:

  • гласные и-у, э-о, и-о, э-у, и-э, у-о;
  • согласные м-б, н-г; м-л, н-л; б-д, ф-х; б-в, к-х; с-х, д-г.

Для подготовительной группы гимнастику проводят с привязкой к изучению звуков, рассказывают, как положение органов формирует тот или иной звук. Такие упражнения развивают у детей фонематический слух.

Регулярное проведение занятий поможет сформировать у детей плавную и понятную речь. Внимательное отношение воспитателя, контроль выполнения упражнений позволит закрепить достигнутые результаты и вовремя выявить возможные проблемы, с которыми следует обратиться к логопеду.