Развиваем речь малыша с помощью артикуляционной гимнастики


Произнести звуки речи правильно и отчётливо помогает развитый артикуляционный аппарат. Детский речевой аппарат развивается постепенно, так как произношение речи – непростой двигательный навык, овладеть которым в одночасье ребёнку не под силу.

Развивающийся нормально ребёнок к четырём – пяти годам осваивает фонетику родного языка. При этом дефекты речи наблюдаются даже у школьников. Опасность здесь заключается в том, что ребёнок с плохим произношением испытывает трудности при общении со сверстниками, появляются проблемы в учёбе. Для устранения или предотвращения подобных затруднений нужна своевременная консультация специалиста.

Что такое артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика для малышей призвана сделать речевой аппарат сильным, подвижным и упругим. Это позволит произносить слова отчётливо, красиво и правильно.

Особую значимость при произношении имеет подвижность артикуляционного аппарата. С помощью проведения для малыша специальных занятий можно укрепить и развить правильные движения речевого аппарата, улучшить дикцию. Также отчётливое произнесение звуков служит базой при обучении письму. Особенно необходимо выполнение артикуляционных упражнений детям с дефектами речи. Специальная литература по развитию речи и видео в интернете помогут выбрать упражнения и делать их правильно.

Правила выполнения гимнастики

  • Систематичность: дважды в день по 5–10 минут, повторяя каждое упражнение 7 раз.
  • Упражнения выполняются плавно, чётко и медленно, перед зеркалом.
  • Лучше выполнить меньшее количество повторений, но правильно.
  • Научиться делать упражнения правильно поможет просмотр видео, папка передвижка и презентация.
  • Для ребёнка большое значение имеет похвала. Нужно поощрять малыша за малейшее достижение.
  • Для ребёнка упражнения преподносятся в виде игры. В этом помогут папка передвижка и презентация, предназначенная для занятий артикуляционной гимнастикой. Они сделают уроки или занятия дома увлекательными.

Артикуляционная гимнастика для детей сделает артикуляционный аппарат подвижным, подготовит его к безошибочному проговариванию звуков. При этом заменить занятия с логопедом упражнения не смогут. Консультация специалиста понадобится для того, чтобы индивидуально и правильно подобрать комплекс, направленный на развитие речи дома, в детском саду, школе.

упражнение Змейка

Советы для родителей

Занятия дома под руководством родителей ускорят развитие ребёнка, устранение дефектов речи произойдёт намного быстрее. Заниматься с ребёнком в раннем возрасте нужно самостоятельно, если есть признаки несовершенства произношения.

  • Выполнение гимнастики лучше всего проводить в положении сидя, так как в подобном случае у ребёнка прямая спина, тело расслаблено.
  • Мама или папа рассказывает об упражнении, представляя его в виде игры или сказки, затем показывает упражнение. Далее ребёнок делает упражнение, а взрослый следит за безошибочностью выполнения.
  • Во время выполнения гимнастики ребёнок не должен напрягать лишние мышцы: напрягать лоб, «выпучивать» глаза или поднимать плечи.
  • Специальная литература и видео разъяснят тонкости выполнения упражнений.
  • Обязательна симметричность проделывания упражнений правой и левой частью лица иначе эффекта от комплекса не будет.
  • Гимнастику желательно подбирать индивидуально для коррекции произношения определённых звуков.

Для маленького ребёнка речевая гимнастика – это большой труд, поэтому важно превратить выполнение упражнений в интересную игру.

Вспомогательные материалы для занятий

упражнение Птенчики

Папка передвижка – это красочно оформленный на листах бумаги учебный материал, предназначенный для родителей, педагогов и детей. Это распечатанные из интернета интересные статьи, иллюстрации, собранная информация на определённую тему в виде текстов, стихов и картинок для проведения увлекательных занятий. Используемая папка передвижка для родителей позволит на занятиях с детьми дома облегчить запоминание упражнений, поможет выполнять их правильно.

Презентация – это методика, направленная на развитие детского речевого аппарата в картинках и стихах. Состоит из слайдов, подобранных с учётом развития детей в определённом возрасте. Методика предназначена для родителей детей в дошкольном возрасте и воспитателей.

Артикуляционная гимнастика для малышей и дошкольников преподносится в слайдах, стихах, сказках, считалках, загадках, а правильность выполнения упражнений – в картинках и видео. В подобной атмосфере проведения занятий ребёнок не замечает, что его учат, развитие речи происходит быстрее и приносит немало удовольствия детям и взрослым.

В каком возрасте артикуляционная гимнастика наиболее эффективна

Артикуляционная гимнастика служит не только средством исправления появившихся недостатков произношения. Она отличный способ профилактики дефектов речи, так как обеспечивает развитие подвижности речевого аппарата. Нарушенное произношение у ребёнка трёх лет свидетельствует о неразвитом артикуляционном аппарате. Появившиеся дефекты по мере взросления закрепятся в речи, если меры по их устранению не будут приняты.

Выполнение упражнений на развитие речевого аппарата нужно начинать в самом раннем возрасте. С малышами до года нужно заниматься во время бодрствования. Простейшее цоканье, уханье, фырканье, писк, разговор разными голосами и с различной громкостью принесут пользу ребёнку, обусловят развитие речи в раннем возрасте и до года.

упражнение Улыбка

Занятия с ребёнком 2–3 лет проводятся в качестве профилактики дефектов произношения и устранения уже появившихся нарушений речи. Рекомендуются простые упражнения:

  • Обычный поцелуй.
  • Ребёнок улыбается и задерживает улыбку дольше.
  • Малыш открывает ротик как можно шире на несколько секунд.
  • Прятать язычок в «домик» (в рот) и высовывать его наружу на три-четыре секунды. Повторить 5 или больше раз.

Комплекс для детей 3–5 лет (развитие произношения звуков ш, ж, ч, щ, л, р, с, з, ц)

  • «Заборчик». Широко улыбнуться, обнажая сжатые зубы. Задержаться в этом положении примерно на 7 секунд. Расслабиться и повторить до пяти раз.
  • «Слоник». Удерживать 7 секунд вытянутые вперёд и сложенные трубочкой губы. Зубы при этом сомкнуты. Проделать 4 или 5 раз.
  • Поочерёдно выполнять «Заборчик» и «Слоник» только губами, зубы остаются неподвижными. Проделать примерно 5 или 6 раз.
  • «Чистим зубы». Широко улыбнуться, открыв рот и обнажая зубы. Кончиком языка водить вправо и влево по нижнему и верхнему ряду зубов, как бы «очищая» зубы внутри. Нижняя челюсть остаётся неподвижной, губы сложены в улыбку. Выполнить 5 или 6 раз в каждую сторону.
  • «Непокорный язык». Проговаривая «пя-пя-пя» пошлёпать губами плоский кончик языка 4 или 5 раз.
  • «Аппетитное варенье». Оттянуть нижнюю губу вниз, зубы не касаются языка. Плоским кончиком языка провести по верхней губе сверху вниз. Проделать от трёх до пяти раз.
  • «Индюк». Сделать глубокий вдох. Кончиком языка быстро двигать по верхней губе вперёд-назад, держа рот приоткрытым и проговаривая «бл-бл-бл» в течение пяти – семи секунд.
  • «Подуть на чёлку». Поднять высунутый к верхней губе кончик языка и подуть вверх на чёлку. Щёки не надувать, сделать 5 или 6 раз.
  • «Чашка». Открыть рот широко и улыбнуться, обнажая зубы. Высунуть язык, образуя из него при помощи краёв и кончика подобие чашки. Задержаться в этом положении от пяти до десяти секунд, сделать 5 раз.
  • «Лошадь». Цокать языком попеременно увеличивая и замедляя темп, изображая звук копыт лошади при беге и ходьбе. Нижняя челюсть неподвижна на протяжении всего упражнения. Делать перерывы для отдыха.

упражнения Часики

 

  • «Болит пальчик». Губами слегка придерживать широкий плоский кончик языка, через отверстие между верхней губой и языком подуть на пальчик. Щёки при выполнении упражнения не надувать, делать медленный вдох и медленный плавный выдох. Проделать 4 или 5 раз.
  • «Горка». Упереться языком (кончиком) в нижний ряд зубов широко при этом улыбаясь и обнажив зубы. Спинка языка приподнята, но не ложится на зубы. На счёт до пяти удерживать такое положение. Выполнить 4 или 5 раз.
  • «Горка открывается и закрывается». Сделать горку как в предыдущем упражнении. Затем сомкнуть зубы. Губы при этом улыбаются, обнажая зубы. Сжимать зубы и открывать рот, удерживая каждое положение на счёт до пяти. Проделать 4 или 5 раз.

упражнение Хоботок

В раннем дошкольном возрасте разговорные навыки только начинают формироваться. Появившиеся дефекты речи легко исправимы с помощью специальных упражнений. Делать гимнастику не допуская ошибок, поможет просмотр видео. В норме к пяти годам эволюция произношения заканчивается. Иногда этот процесс затягивается и без специальной гимнастики уже не обойтись.

упражнение Месим тесто

Развитие дошкольников в 5–6 лет направлено на подготовку к школе. Ребёнок с дефектами речи попадает в неравное положение со сверстниками. Если, несмотря на продолжительные занятия, дефекты произношения не исчезли – нужна консультация квалифицированного логопеда, который поможет выявить причины нарушений речи.

упражнение Качели

От рождения до трёх лет в развитии речи ребёнка наблюдается сензитивный период – самое ответственное и благоприятное время в формировании речевых навыков. Уделяя внимание малышу в таком возрасте, вы избавитесь от проблем с развитием. Правильная речь ребёнка обуславливает успешное общение со сверстниками и взрослыми, успеваемость в школе.


Понравилось? Поделитесь с друзьями!

Прочитали? Покажите вашу реакцию!

Мило Мило
1
Мило
Классно Классно
1
Классно
Ха-Ха-Ха Ха-Ха-Ха
1
Ха-Ха-Ха
Вот те на Вот те на
0
Вот те на
Ох! Батюшки! Ох! Батюшки!
0
Ох! Батюшки!
Печалька Печалька
1
Печалька
Тьфу Тьфу
0
Тьфу
Что за чёрт? Что за чёрт?
0
Что за чёрт?

Комментарии 0

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Развиваем речь малыша с помощью артикуляционной гимнастики

Войти

Забыли пароль?

Back to
Войти
Choose A Format
Gif
GIF format