Скрытые особенности и виды невербального общения


Понятие невербального общения сформировалось в середине ХХ века. В настоящее время изучением неречевого поведения занимается преимущественно психология. Именно наука, работающая над исследованием человеческой психики, смогла найти ответы на многие вопросы, описать и классифицировать такое явление, как неречевая передача информации.

Что такое невербальное общение, его функции

Неосознанно, спонтанно употребляемые мимика, движения тела, позы, жесты во время общения называются невербальное поведение. Подобное поведение не маска, надетая человеком заранее, это часть его внутреннего мира, сама личность.

Невербальные коммуникации это осознанное использование жестов, принятых в определённой человеческой среде и культуре. Примером служит жест приветствия.

Невербальное общение подразумевает вид взаимодействия между людьми, основные компоненты которого при передаче информации, налаживании контакта, создании образа партнёра и влиянии на собеседника это невербальное поведение и невербальная коммуникация. В общении принимают участие такие компоненты, как: движения, язык тела, взгляд, интонации, прикосновения, внешний вид собеседника. Речь заменяется эмоциями, невербальные коды служат дополнением информации и составляют основы невербального общения.

Звуковые сигналы и знаки (азбука Морзе, оповещения гражданской обороны, язык программирования), мимика, жесты – это тоже способы и язык невербального общения.

Функции невербального общения

Собеседование

  • Дополнение к сказанному.
  • Невербальные сигналы иногда противоречат тому, что человек сказал.
  • Мимика и жесты используются в качестве подчёркивания и подкрепления слов.
  • Корректирование взаимодействий между людьми.
  • Невербальные сигналы заменяют слова.
  • Жесты, прикосновения, взгляды выделяют главные моменты в речи.

Работу подсознания, которую «выдают» невербальные знаки, контролировать невозможно. Чтобы скрыть собственные мысли нужно увеличить использование положительных невербальных средств, убрав отрицательные. Или намеренно заранее выработать жесты, делающие сказанное правдоподобным.

Невербальные способы общения, способные вызвать симпатию у собеседника:

  • Ненавязчиво повторять движения тела, принимать позы, сходные с позами собеседника. В этом случае главное не переборщить, слишком активное копирование произведёт обратный эффект.
  • Речь должна быть схожей с речью партнёра относительно громкости, темпа, интонации.
  • По возможности синхронизировать собственные жесты и движения тела с двигательной активностью собеседника.

Компоненты взаимодействия представителей противоположного пола

  • Кокетливая походка, прихорашивание на глазах у мужчины, демонстрируемые женщиной, свидетельствуют о готовности к флирту, как и расширенные зрачки, продолжительный взгляд (более 10 секунд).
  • Стряхивание несуществующих пылинок мужчиной или большие пальцы в прорезях карманов (за поясом) брюк расскажут о готовности ухаживать за женщиной, которая заинтересовала.
  • Интимный взгляд – когда собеседник скользит от глаз вдоль тела партнёра и обратно.

Подобные знаки подаются людьми неосознанно и говорят о взаимном влечении.

Типы и виды невербального общения

Невербальные знаки

Невербальное общение и его виды уходят корнями в глубокую древность, большинство невербальных средств – врождённые. Есть три основных вида невербального общения: мимика, жесты и одежда.

  • Мимика – это движения лицевой мускулатуры, имеющие мало общего с физиогномикой.
  • Внешний вид способен рассказать о человеке многое, ещё до того как он что-то произнёс.
  • Невербальное общение и его виды передают до 95% информации. Это голос, внешний вид, жесты и поза.

Выделяют несколько типов невербального общения

  1. Паралингвистика – дополнения речи, мелодика, тембр, ритм и сила голоса, активность артикуляции. Паралингвистическая коммуникация представляет собой передачу информации посредством голоса.

Психологические и паралингвистические особенности невербального общения – это совершенство речи. Характеристика речи, которая позволит прийти к взаимопониманию между партнёрами:

  • Точность.
  • Благозвучность.
  • Сжатость высказываний.
  • Ясность.
  • Логичность.
  • Простота.
  • Богатство словарного запаса.
  • Живость.
  • Чистота.
  • Правильность.

Речь выдаёт социальный статус, позволяет оценить личность собеседника, его темперамент и характер. Усовершенствовав формы речи, человек избавится от проблем в общении.

  1. Кинесика – жесты, язык тела, выражение глаз.

Кинетические особенности невербального общения заключаются в зрительном восприятии движений тела собеседника. К кинесике относят выразительные средства движения: походку, жесты, позу, мимику, взгляд.

Поза демонстрирует отношение собственного статуса человека к статусу присутствующих. Люди с более высоким статусом располагаются в непринуждённых позах.

Комфортно или неуютно чувствуют себя собеседники в обществе друг друга, решает именно взгляд. Взгляд и глаза передают точные знаки при межличностном взаимодействии. В зависимости от настроения человека или его отношения к происходящему зрачки сужаются и расширяются.

  1. Хронемика – время, которое занимает общение.

Использование времени – один из основных компонентов невербального общения: пунктуальность на бытовом уровне указывает на самодисциплину и уважение к окружающим. Желание сказать как можно больше за короткий промежуток времени свидетельствует о неуверенности в себе: человек, привыкший, что его слушают, говорит в удобном для себя самого темпе.

  1. Гаптика – взаимодействие между людьми посредством прикосновений, тактильного контакта.
  2. Гастика – сигналы коммуникации, передаваемые с помощью еды и напитков.
  3. Проксемика – положение собеседника в пространстве. Это положение корпуса в процессе контакта между людьми, расстояние между ними, ориентация относительно друг друга.

Проксемические особенности невербального общения – это дистанция между людьми во время контакта и ориентация вас относительно вашего собеседника в пространстве. Ближе всего человек подпускает партнёра, который ему симпатичен.

  1. Актоника – человеческие поступки, как сигналы при общении.

Особенности невербального общения между представителями разных национальностей

Собеседование

Невербальные сигналы имеют двойную природу: универсальные сигналы, которые понятны людям, живущим в разных странах и знаки, употребляемые в пределах одной культуры.

Межнациональные особенности невербального общения заключаются в том, что употребление невербальных средств жителями в разных странах различно. Их приходится изучать так же, как иностранный язык.

Межнациональные различия невербального общения проявляются:

  • В жестах. Например, поднятый большой палец в Греции трактуется как «заткнись», в США и Англии человек с помощью этого жеста добирается до места автостопом либо хочет сказать, что у него всё в порядке. В странах Ислама левая рука считается «нечистой», потому нельзя давать деньги, еду или подарок этой рукой.
  • Например, кое-где в Африке смех вовсе не признак веселья, как в странах Европы и Азии, это показатель замешательства или изумления.
  • Активность жестикуляции. Итальянцы и французы жестикулируют много и энергично, в Японии подобная жестикуляция – признак агрессии.
  • Культура тактильного контакта в разных странах также различна. Англичане крайне редко прикасаются друг к другу, в то время как латиноамериканцы контактируют подобным образом практически постоянно.
  • Взгляд. В Японии пристально смотреть в глаза собеседнику нельзя, это расценивается как враждебность. В культуре европейских народов, если собеседник не смотрит в глаза, это считается признаком неискренности или проявлением застенчивости.
  • В позах (положении человеческого тела). Известны примерно 1 тыс. поз, которые может принять тело человека. Из них некоторые закрепляются, другие – запрещены в некоторых странах.
  • Внешний вид человека. Один и тот же костюм выдаст противоположную информацию о собеседнике в разных странах.

Зная язык и основы невербального общения представителей разных культур наладить взаимодействие, уловить колебания в настроении собеседника-иностранца труда не составит. В то же время, не зная тонкостей употребления невербальных средств людьми в разных странах легко невзначай обидеть представителя другой национальности.

Развитие навыков общения

Усовершенствовать навыки невербального взаимодействия поможет чтение. Книга, доклад или презентация, посвящённые теме коммуникации между людьми, расширят кругозор и обратят внимание на тонкости человеческого поведения, которые ранее ускользали из виду.

  • Книга «Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь» Пола Экмана раскроет секреты, что главное в управлении поведением. Книга отличается занимательным и полезным содержанием, научит распознавать, оценивать, контролировать и корректировать эмоции.
  • Книга «Психология лжи. Обмани меня, если сможешь», автором которой также является Пол Экман, поможет разоблачать ложь и правильно реагировать на неё. Книга богата примерами микровыражений и микрожестов, знание которых поможет вывести обман на чистую воду. Полезна для чтения всем, кто не хочет стать жертвой манипуляций или лжи.

Презентация или доклад в составе тренингов, посвящённых общению и невербальной коммуникации, содержит максимум полезной информации в сжатой форме. Они кратко и красочно объяснят суть неречевой коммуникации, наглядно продемонстрируют позы, жесты и расшифруют  их значение, обратят внимание на важнейшие невербальные средства. Специальная литература, игры и упражнения в ходе тренинга помогут развить навыки неречевого взаимодействия с окружающими, понять закономерности общения.

Развивающие упражнения в виде коллективной игры

Коллективные игры

 

  • «Подарок». Во время игры каждый игрок вручает подарок, стоящему слева от себя участнику. Сделать это нужно так, чтобы получающий понял, что ему дарят, но объяснить можно только с помощью невербальных средств (мимика, взгляд, язык тела). Цель игры – развить навыки невербальной коммуникации.
  • «Всеобщее внимание». Всем участникам даётся задание привлечь внимание окружающих. Сложность состоит в том, что это проделывается одновременно. Цель игры – научить соединять невербальную и вербальную составляющие взаимодействия, расставлять нужные акценты с помощью разных средств общения. Кому удалось выполнить задачу? С помощью каких средств? Какое средство считается важнейшим в процессе организации коммуникации?
  • «Фигуры». Во время игры, недопустимо применение невербальных средств, таких как движения тела, мимика, взгляд, можно использовать только речь. Игроку даётся лист бумаги с изображёнными на нём геометрическими фигурами. Он объясняет остальным (не показывая рисунок), что нарисовано на листе, чтобы они нарисовали то же самое. Затем объясняющий рассказывает, трудно ли было описать изображение только словами без помощи жестов.
  • «Картина». Все участники становятся в одну линию. В процессе игры используется только мимика и жесты. На стене закреплён лист бумаги. Первому из игроков ведущий сообщает шёпотом предмет, который надо нарисовать. Первый рисует часть предмета. Затем первый игрок объясняет второму с помощью невербальных средств, какой предмет нужно изобразить. Второй рисует то, что понял. Затем второй объясняет задание третьему и так далее, пока все не примут участие. Трудно ли было объясниться с помощью невербальных средств без помощи речи?
  • «Книга». Подводим итоги. Участники становятся в круг, книга передаётся из рук в руки, при этом участники по очереди кратко рассказывают, какие выводы из занятия каждый из них сделал для себя, как лично его коснулась обсуждаемая тема.

Общение с больным после инсульта

У людей после перенесённого инсульта часто появляются нарушения речи. Примеры подобного нарушения – затруднённое звукопроизношение и непонимание речи. В медицине подобная дисфункция называется афазия и дизартрия.

Речевые расстройства после инсульта изолируют от окружающих, заставляют человека чувствовать себя одиноким, приводят к депрессии, что растягивает адаптационный период на годы. По этой причине в процессе реабилитации в семье важно правильное общение с больным:

  • В разговоре предпочтительно употреблять короткие фразы.
  • Разговаривать с больным громко не рекомендуется, так как подобная речь усложняет понимание.
  • При использовании пациентом после инсульта нового термина обозначения чего-то или кого-то стоит употреблять это слово или звук в дальнейшем для общения.
  • Настаивать на применении больным правильных, общепринятых названий и терминов не следует – это вызовет негативную реакцию.
  • Следует обязательно реагировать на речь пациента, не заставляя при этом говорить на общепринятом языке, если он представляет затруднения – реакцией человека, после инсульта может стать прекращение общения.

Некоторым больным с афазией свойственно понимать невербальную коммуникацию, язык тела, взгляд. Они могут не понимать речь, но угадывать пожелания собеседника «считывая» информацию по жестам и мимике. Необходимо точно определить уровень понимания больным речи. Для этого говорить нужно одно, жестами и мимикой демонстрируя противоположное сказанному. Это избавит от преувеличения способности говорить и понимать у пациента.

Занятия с больным после инсульта

После инсульта

Важным этапом реабилитации после инсульта является восстановление речи. Этот процесс длительный и требует терпения родных и самого пациента. Начинать занятия следует своевременно, так как если упустить благоприятный момент нарушения станут стойкими, речь восстановится не полностью.

Правильный выбор стратегии реабилитации речи предполагает точное определение формы дисфункции после инсульта. На практике большая часть нарушений – афазии:

  • Тотальная – наблюдается в первые дни после инсульта. Больной ничего и никого не помнит, не говорит и не понимает, что говорят ему.
  • Моторная – следует за тотальной. Наблюдается узнавание больным родных, понимание речи, но говорить пока не может. Позже пациент начинает с помощью звуков выражать желания.
  • Сенсорная – нарушено понимание речи. Это симптомы, свидетельствующие о поражении участка мозга, анализирующего устную речь.
  • Амнестическая характеризуется затруднениями при назывании больным предметов. Это обусловлено осложнениями при выборе слова из словарного запаса. Уменьшается объём памяти, ухудшается удерживание информации, воспринимаемой на слух.
  • Семантическая. Пациент понимает простые фразы и обращения, сложные обороты не воспринимает.

Логопедические приёмы

После инсульта применяется индивидуальный подход к каждому пациенту. Подбираются упражнения и материал значимые по эмоциональному содержанию и смыслу именно для этого конкретного человека. В зависимости от формы афазии в процессе реабилитации применяется пение и изображения (наглядные материалы). Продолжительность занятий и выполнения упражнения также устанавливаются индивидуально, контролируется речевая нагрузка на органы слуха.

Упражнения, используемые для восстановления речи

Гимнастику делают ежедневно, следя за правильностью выполняемых движений.

  • Вытянуть губы трубочкой на 5 секунд, затем расслабить на 2 секунды.
  • Поочерёдно захватывать и прикусывать зубами то верхнюю, то нижнюю губу. По 5 секунд на каждое «прикусывание».
  • Высунуть язык как можно дальше вперёд на 3 секунды, вытянуть шею, расслабиться.
  • Облизывать губы то в одну, то в другую сторону несколько раз, затем по кругу.
  • Свёрнутый трубочкой язык высунуть вперёд на 3 секунды, затем расслабиться в течение трёх секунд.

Эффективны при восстановлении речи упражнения в виде проговаривания скороговорок.

При обучении речи после инсульта важно постоянно контактировать с логопедом, занятия с больным дома проводятся только с его разрешения. Непрофессионалы легко дают излишнюю речевую нагрузку и непосильные для больного упражнения.

Важен оптимистичный настрой и вера в успех. Ни в коем случае нельзя выказывать недовольство тем, как больной выполняет артикуляционную гимнастику. Пациенты после инсульта эмоционально неустойчивы, их веру в себя легко подорвать.

В начале занятий выполнять упражнения следует 7–15 минут, постепенно доводя продолжительность до получаса. Больше тридцати минут заниматься нельзя – переутомление приведёт к регрессу.

Человеческая жизнь – постоянное взаимодействие с другими людьми. Значимость невербального общения нельзя переоценить. Навыки коммуникации полезны в быту и в профессиональной деятельности, так как именно неречевое общение занимает большую часть каждодневного взаимодействия с окружающими.

Прочитали? Покажите вашу реакцию!

Мило Мило
3
Мило
Классно Классно
1
Классно
Ха-Ха-Ха Ха-Ха-Ха
2
Ха-Ха-Ха
Вот те на Вот те на
1
Вот те на
Ох! Батюшки! Ох! Батюшки!
0
Ох! Батюшки!
Печалька Печалька
1
Печалька
Тьфу Тьфу
0
Тьфу
Что за чёрт? Что за чёрт?
0
Что за чёрт?

Комментарии 0

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Скрытые особенности и виды невербального общения

Войти

Забыли пароль?

Back to
Войти
Choose A Format
Gif
GIF format

Поделитесь с друзьями