Играем в дидактические игры и развиваем речь

Речь – это средство обмена информацией с окружающим миром. Поэтому в школьных и дошкольных учреждениях развитию связной речи уделяется большое внимание. Дидактические игры по развитию речи – это способ формирования правильной речи, произношения, развития моторики и расширения словарного запаса.

Дидактические игры полезны тем, что они в игровой форме, не напрягая детей, развивают речевые функции. Картотека игр для дошкольников включает методы, используемые в целях развить речь, мышление и даже память.

Для малышей игра является основным средством обучения, к которому прибегают систематически воспитатели в дошкольных учреждениях и родители. Желание дошкольников играть проявляется постоянно, опытный педагог направит его в нужное русло, чтобы малыш в игровой форме развивался. А правильное и полноценное развитие возможно только в случае правильного подхода к постановке упражнений.

Золотое правило дидактики Коменского

Правило дидактики, разработанное ученым и психологом Я.А. Коменским, говорит о важнейшем принципе наглядности, без которого обучение перестанет быть эффективным. Принцип наглядности утверждает, что обучение целесообразно, если к нему подключить использование органов чувств.

  • Правило говорит, что к формированию познавательных процессов детей важно подойти, с практической точки зрения. Ребята будут делать опыты, наблюдать, ошибаться, делать собственные выводы. Только посредством таких методов процесс получения знаний приобретет эффективность.

Игры для младшей группы

Игры с детьми

Придумать упражнения и создать реквизиты для них нетрудно своими руками, материал найдется в каждом помещении. Малыши только начинают понимать окружающий мир, помогите им лучше понять речь, научиться формулировать мысли и отвечать на вопросы. Поиграйте в такие игры:

  • Распечатайте картинку, на которой изображена комната. Сделайте своими руками или распечатайте и вырежьте картинки с изображением животных: кошки, собаки, попугая, рыбки. Скажите, что животные не помнят, где их место. Попросите малыша расположить кошку НА диване, собаку – ПОД столом, попугая – НАД диваном, а рыбку – В аквариуме. Игра рассчитана на изучение предлогов. В ее ходе голосом выделяйте предлоги.
  • Назовите ребенку слово. Например, «чашка». Попросите назвать этот же предмет, только маленький. Если не угадает, скажите, что это «чашечка». Практикуйтесь с несколькими предметами за одну игру.
  • Скажите ребенку: «Что вокруг нас зеленое?». Пусть он перечислит зеленые предметы. Меняйте постановку вопроса. Варианты: о каких предметах я скажу, что они красные? Ты знаешь, какие предметы желтые?

Игры подходят для первой и второй младшей группы. Помните, что дети еще не способны долго концентрироваться на одном занятии, поэтому не занимайтесь с ними дольше, чем 20 минут в день, если только малыш не попросит большего.

Игры для средней группы

Ребята средней группы ДОУ уже умеют формулировать часть мыслей и имеют небольшой словарный запас. Чтобы повлиять на развитие связной речи, словарного запаса и мышления дошкольников, поиграйте с ними в дидактические игры:

  • Спросите у ребенка: «Что ездит». Перечисляйте предметы: поезд, самолет, карусель, машина, вагон. Поспросите малыша поднять руку, когда вы назовете транспорт, который ездит. Также поиграйте с ним, спросив, что летает, ползает, ходит.
  • Спросите ребенка: «Какая мама?». Он назовет характеристики матери (добрая, чуткая ласковая). Так же играйте, разговаривая о папе, бабушке. Позже попросите охарактеризовать предметы (стол – твердый, большой, коричневый и т. д.).
  • Научите малыша называть противоположные слова. Например: большой — маленький, лёгкий — тяжёлый, весёлый — грустный. Скажите ему 2 слова для примера, после чего он изъявит желание играть дальше.

Дошкольников легко заинтересовать, но не переусердствуйте с этим, чтобы малыши не теряли интерес в ходе игры.

Дидактические игры для старшей и подготовительной группы ДОУ

Упражнения с детьми

Дети старшей и подготовительной группы имеют сформированное мышление и способны выделять признаки предметов. Для развития мышления, памяти и связной речи поиграйте с ними в такие игры:

  • Купите или сшейте своими руками мешочек, в который положите 5 предметов. Дайте детям по очереди вытянуть из мешочка предмет, не смотря в него. Когда он вытянет предмет, попросите назвать 3 признака этого предмета (ручка – пластиковая, пишущая, белая).
  • Постройте детей в линию. Каждого ребенка просите назвать один предмет, который находится в комнате. Просите детей по очереди называть предмет не повторяясь. Малыша, который назовет больше слов, наградите призом.
  • Назовите предложение: я купил булку. Попросите детей произнести его во множественном числе: я купил булки. Попрактикуйтесь минимум с 5 предложениями за одну игру.

Для детей игровой процесс важен, поскольку они не заставят себя делать что-то, потому что «так нужно». Не заставляйте их играть, если желание отсутствует.

Игры на развитие сенсорных способностей

В повседневной жизни малыш постоянно сталкивается с цветами, звуками, запахами и другими явлениями. Дидактический материал для игр – это, своего рода, реквизиты. Ознакомление ребенка с обыкновенной матрешкой способствует развитию связной речи, восприятия, изучения цветов и форм, строительный материал в играх помогает изучить форму предметов.

Чтобы развивать сенсорное восприятие детей, играйте с ними в игры:

  • Посадите детей в ряд, поставьте перед ними корзину с разноцветными шариками. Рядом расставьте разноцветные емкости для шариков. Вызывайте каждого ребенка, предлагая ему вытянуть шарик определенного цвета и положить его в емкость этого же цвета.
  • Вам понадобятся воздушные шарики и разноцветные нитки. Позовите ребенка и предложите ему повязать на красный шарик красную нить, на синий – синюю, на зеленый – зеленую. Если малыш затрудняется, покажите ему пример.
  • Запаситесь леской и бусинками: маленькими и большими. Покажите, как вы нанизываете бусинки на леску. Делайте это, чередуя маленькую и большую бусинку. Попросите малышей повторить, следите, чтобы они нанизывали бусы в правильном порядке.

Сенсорные упражнения эффективны в дошкольном и младшем школьном возрасте для развития речи и внимания.

Коммуникативное развитие: развитие социально-познавательных процессов

Девочка

Социально-эмоциональное развитие важно для ребенка, потому что он только осваиваться в обществе. Большой процент дошкольников ходит в детский сад в угнетенном состоянии, не расслабляется в коллективе сверстников. Игры на коммуникативное развитие помогают детям развиваться социально, распознавать эмоции и чувства окружающих людей. Поиграйте с детьми в такие познавательные игры:

  • Распечатайте несколько фотографий людей с разными эмоциями. Предложите детям угадать, какие эмоции изображены на каждой картинке.
  • Предложите детям нарисовать грусть, радость, удивление и страх.
  • Попросите ребят повторить эмоции, которые изображены на фотографиях. Для этого обеспечьте их зеркалами.

Подобные игры положительно влияют на замкнутых в себе детей, поскольку способствуют преодолению страхов перед публикой.

Игра: назови ласково

Игра «Назови ласково» показывает уровень грамматического развития детей, способствует расширению собственного словаря и художно-эстетическому развитию ребенка, поэтому она так популярна. Суть игры состоит в том, что педагог под контролем логопеда произносит фразы:

  • Цветок желтый, а цветочек… Ребенок отвечает: «желтенький»;
  • Груша вкусная, а грушка… Вкусненькая;
  • Кошка пушистая, а котенок… Пушистенький;
  • Торт сладкий, а тортик… Сладенький.

Придумайте больше таких фраз, чтобы работать с детьми дольше. Под контролем логопеда игру проводить эффективнее, чтобы контролировалась правильность речи.

Формирование грамматического строя речи

Роль формирования грамматического строя речи трудно переоценить, поскольку речь является основным средством общения, что считается основой для развития мышления, произношения и интеллекта.

Формирование грамматического строя речи происходит в дошкольном возрасте, а дидактические игры являются лучшим средством для этой цели. Они не только способствуют художественно-эстетическому развитию, но и посредством игр привлекают детей к проведению занятий. Классификация дидактических игр позволяет каждой группе преподносить материал, подходящий для возраста ребят.

Часто осуществление раннего развития требует помощи логопеда, но и в этом искусстве применяются дидактические игры.

Помните, что семья играет самую важную роль в развитии человека. Семья для детей до 10 лет является авторитетом. Поэтому играйте с ребенком в игры. Если вы не знаете никаких упражнений, разработаны разные пособия, подходящие специально для развития связной речи, художественно-эстетического мышления, интеллекта, словарного запаса. Роль занятий вы оцените, когда малыш пойдет в школу, и легко адаптируются среди новой обстановки.

Ребенок и буквы

Игра: назови, что изменилось

Игра развивает память, внимание и логическое мышление. Вам понадобится не меньше 6 разных игрушек. Разложите их в ряд перед детьми. Попросите запомнить последовательность игрушек.

Когда малыши насмотрятся, попросите их закрыть глаза, после чего поменяйте несколько игрушек местами или уберите одну. Предложите ребятам угадать, что изменилось. Самый внимательный из детей получает приз.

Игра: узнай по описанию

Игра является универсальной. Она развивает логику, память мышление детей, учит различать признаки предметов.

Для проведения игры вам понадобится несколько наборов картинок, которые различны по некоторым признакам. Например, набор с синим, белым снеговиком с длинной морковкой или короткой, с метлой или без. То есть, все картинки в наборе – это снеговики, но они разные. Попросите ребят выбрать такого снеговика, которого вы опишите.

Как показывает практика, ребятам нравится эта игра.

Игры на звуковую культуру речи

Развитие звуковой культуры – это важная составляющая детского развития. Оно помогает малышу различать звуки и слова, правильно произносить предложения и формулировать мысли. Игры на звуковую культуру:

  • Имитируйте голоса животных. Предложите детям угадать животное по звукам, которые оно издает. Поменяйтесь с ребенком ролями.
  • Шепните на ухо ребенку, который сидит первый в линии, название любого предмета в комнате. Он передает это слово по цепочке, а последний малыш в линии встает и показывает на предмет.
  • Спросите ребят, на чем можно ездить. Они перечислят: машина, автобус, трамвай и т. д. Также спросите, на чем можно летать, что можно есть, где можно гулять и т. д.

Дидактические игры – это универсальный метод развития детей дошкольного возраста. Проводите их регулярно, и малыш не будет испытывать трудностей в школе.